Пока в мире творится всякое сумасшествие, мы спокойно и неторопливо поговорим сегодня о таком виде манипуляций, как неправомочные обобщения.
За последние дни я собрал обширный полевой материал для изучения и иллюстрации данной темы. И было бы преступлением не обобщить… шучу, не систематизировать данную информацию.
Самым, наверное, простым и известным примером неправомочного обобщения является полушутливая фраза «все мужики козлы, все бабы дуры». Ни первая, ни вторая части данного сообщения не являются правдивыми. Хотя, конечно, отдельные представители рода людского, опираясь на свой личный негативный опыт, могут так считать. Но этот личный опыт, очевидно, нельзя экстраполировать на всё человечество.
Впрочем, это ещё достаточно безобидный пример. Бывают и хуже.
Есть, например, обобщение, что «все русские пьют». Его можно использовать в качестве основы для построения каких-то русофобских теорий о неполноценности русских. Хотя какие-нибудь ирландцы пьют в среднем гораздо больше русских – но, кстати, и у них наверняка найдутся трезвенники.
Или вот когда-то кто-то где-то придумал абсолютно необоснованную фразу, что «все, кто не любит геев – сами латентные геи». Вообще, слово «гомофоб» изначально ложное. Потому что «фобия» – это страх. А огромное количество людей их не боится, а презирает или брезгует.
Или там пропагандистское клише, также использующее неправомочное обобщение, будто «все, кто против легализации ЛГБТ – нацисты». Вот только предводитель штурмовиков СА Эрнст Рём был открытым геем, это широкоизвестный факт. И таких в их среде было много (впрочем, как и среди современных украинских ультраправых, например – вспомнить хотя бы некоего Онищенко, командира нацбата «Айдар»).
Или возьмём активно продвигаемый феминистками третьей волны тезис, будто «все мужчины потенциальные насильники» (иногда даже без «потенциальные», а как обвинительный приговор). Особенно, конечно, гетеросексуальные. Мол инструмент есть, а значит могут совершить преступление. Однако в реальности, вопреки пропаганде, насильниками становится мизерное количество мужчин.
Или, например, у некоторых есть ложное убеждение, что «все жители Украины – бандеровцы» или поддерживают текущий киевский режим. Что не только не правда, но и работает на этот самый режим, потому что даёт ему дополнительное основание заявлять, что он выражает интересы народа и действует от его имени. При этом массовые народные выступления на 9 мая и крестные ходы православной церкви показывают, что огромное количество людей не разделяет рабских прозападных «ценностей».
Или продвигаемая «вместолевыми» позиция, будто «все буржуи злобные эксплуататоры и думают только о том, как бы посильнее поугнетать несчастных пролетариев». Самое смешное, что эту пропагандистскую максиму опровергает один из самых упоротых среди них – Костя Сёмин, который рассказывает, что у него есть некий богатый спонсор, «современный Савва Морозов», который даёт ему денег «на революционную борьбу». Ну то есть уже совершенно точно НЕ все.
При этом вся старая схема деления на классы по отношению к средствам производства уже давно пошла насмарку. Потому что есть богатые наёмные менеджеры типа Сечина или Миллера, которые формально идут как пролетариат, а есть бедные предприниматели типа владельцев парикмахерских или ремонтных мастерских, которых положено квалифицировать как «буржуазию».
Или некоторые убеждены (и пытались убеждать меня), что «все диаспоры – это этнические ОПГ». Вот точно все? А русские в Прибалтике или Казахстане – это тоже «этнические ОПГ»? Или «это другое»?
Другое неправомочное обобщение, на котором многие на днях погорели – это считать всех жителей Средней Азии и Кавказа мигрантами. И когда я писал, что далеко не все мигранты преступники, несколько человек радостно запостили в комментариях новость о том, что трое дагестанцев избили москвича в метро с криками «Ага! Вот они, злодеи-мигранты!». Вот только дагестанцы – не мигранты, а граждане Российской Федерации и коренные жители одного из её субъектов. Упс!
А недавно Карнаухов с Багдасаровым (армянин, орущий про «понаехали», невольно заставляет вспомнить старый анекдот про мужика на рыбалке и лягушонка) начали разговор о мигрантах с рассказа о зверском убийстве троих девочек. Настраивая аудиторию на определённый лад. Вот только оказалось потом, что убил их некто Лазарев, этнический русский. Так бывает.
Когда западная пропаганда живописует русских, как алкоголиков, кровавых убийц (использующих химическое оружие против мирных жителей и гоняющихся за детьми, чтобы убить – вспомните «Modern Warfare» и русского десантника в тельняшке и противогазе), то это вызывает у нас справедливое негодование. А когда некоторые пытаются изображать всех таджиков, казахов, киргизов или другие народы, как сплошных преступников, только и думающих, как кого зарезать, изнасиловать или взорвать – это норм? Это «другое»? Или такое же разжигание ненависти?
Я считаю, что и то, и другое одинаково плохо. Закон должен быть един для всех. И все люди созданы с одинаковыми правами и заслуживают положительного отношения к себе, пока не докажут обратного своими словами и поступками.
И даже рядовых американцев, несмотря на враждебную политику их государства по отношению к России, жалею. Потому что их англосаксонское правительство (как и в Британии) столетиями относится к своим гражданам точно так же плохо, как и к нам – к ирландцам, итальянцам, японцам, китайцам, неграм, жителям Латинской Америки, индейцам и так далее. Угнетает и грабит, не считает людьми (что, кстати, зачастую и порождает этнические ОПГ). Собственно, их предки захватили Британию силой, и для них местное население изначально было чужим.
Подобные неправомочные обобщения разжигают вражду, раскалывают страны и ни к чему хорошему не ведут (кроме крови, сепаратизма и гражданских войн).
Это особенно чётко видно на примере современных США. Где партийная пропаганда все последние годы так ожесточённо накачивала сторонников обеих партий неправомочными обобщениями, что уже практически добилась успеха.
И на сегодня почти три четверти демократов свято уверены, что «все сторонники консервативных ценностей нацисты», а три четверти республиканцев точно так же уверены, что «все сторонники демпартии – культурные марксисты и хотят коммунистической революции» (в адрес Байдена и Пелоси это звучит особенно забавно).
Что характерно, количество убийств в США за прошлый год выросло почти на треть. И последние пару недель обе пропагандистские машины (и демократическая, и республиканская) усиленно продвигают повестку «Или гражданская война, или сецессия (раздел страны на части, как Чехия и Словакия)».
Вот к чему приводят неправомочные обобщения и нежелание видеть в оппоненте человека. Как говорили джедаи у Лукаса «Только ситхи возводят всё в абсолют».
Может мы не будем уподобляться «западным партнёрам»? Поменьше обобщений, поменьше конфронтации и категоричности. Хоть иногда…
Потому что я так думаю, что в нынешнем переделе мира выиграет тот, кто будет меньше всего воевать внутри себя.
P.S. Всё равно будете спрашивать, поэтому анекдот про лягушонка и рыбака.
Утро. На берегу сидит рыбак и смотрит на свой поплавок. Рядом выныривает маленький лягушонок и спрашивает: Дядя! А можно мне рядом посидеть?
Мужик отвечает: Пошёл вон!
Через 5 минут опять: Дядя! А можно с вами рядом посидеть?
Мужик отвечает: Пошёл вон!
Ещё через 5 минут: Дядя! Ну можно с вами рядом посидеть, пожалуйста?!
Мужику надоело: Ну можно.
Лягушонок: Дядя, а как Вас зовут?
Мужик: Вася!
Опять длинная пауза. Вдруг, возле поплавка, выныривает другой лягушонок и спрашивает у рыбака: Дядя! А можно рядом с вами посидеть?
На что первый лягушёнок орёт: Пошел вон!
И, поворачиваясь к рыбаку, спрашивает: Правильно, дядя Вася?
Вот и некоторые «понаехавшие чуть пораньше», ведут себя как этот лягушонок. Со стороны выглядит забавно.
P.P.S. Мне тут некоторые прямо говорили, что «политик, который попробует защищать мигрантов, подпишет приговор своему будущему в политике». Как хорошо, что я не политик и не имею таких амбиций, поэтому могу говорить правду. Даже если она кому-то сильно не нравится.