В современном медиа-пространстве вращается огромное количество слов-фетишей, одним из наиболее распространённых является «демократия». Мало кто помнит, что это слово на самом деле означает, довольствуясь афоризмом Черчилля (премьер-министра Британской империи, между прочим): «Демократия — наихудшая форма правления, за исключением всех остальных».

Слово одно, содержание меняется

Некоторые хорошо известные страны позиционируют себя как образец подлинной демократии, достойный подражания, и агрессивно навязывают своё видение всему миру. Но по мере развития глобального кризиса растёт число людей, скептически настроенных в отношении этого государственного строя, обличающих его двуличность, неэффективность в кризисных условиях и забюрократизированность. Больше всего возбуждают недовольство в обществе регулярные коррупционные скандалы, сотрясающие основы общественного строя в западных демократиях — в Италии, Германии, Польше, Литве…

В этом отношении интересно присмотреться к опыту Франции, которая прошла через множество революций и, как следствие, должна была выработать наиболее совершенную систему государственного управления — недаром конституция 5-й Республики была взята за основу белорусского Основного Закона. Однако коррупционные скандалы и там цветут пышным цветом: достаточно вспомнить Панамскую афёру, дела Ставиского, Миттерана, Ширака… Одним из самых грязных скандалов стало уничтожение репутации Доминика Стросс-Кана, бывшего главы МВФ и вероятного претендента на пост президента Франции. Напомню, что в апреле 2011-го года он объявил о крахе и вредности Вашингтонского консенсуса (рыночного фундаментализма в духе гайдаровских реформ, который в обязательном порядке навязывается всем «переходным экономикам»), а уже в мае его арестовывали по фальшивому обвинению в изнасиловании горничной.

Ну и, конечно, один из последних примеров: история с финансированием избирательной кампании Н. Саркози ливийским лидером Муаммаром Каддафи и владелицей «Л’Ореаль» Лилиан Бетанкур.

Все эти грязные истории — лишь вершина айсберга, свидетельствующая о серьёзных проблемах современного варианта демократии в западных странах. По большому счёту, там не осталось реальной конкуренции идей и борьбы партий. Есть только противостояние транснациональных финансовых групп, которые организовывают и оплачивают шумные политические и предвыборные шоу с «борьбой нанайских мальчиков». Проблема в том, что современная демократия — вовсе не то, что подразумевалось под ней во времена древней Греции. Главная разница в масштабах: в греческом полисе право голоса было далеко не у всех жителей, зато каждый избиратель знал кандидатов лично и давно, поэтому манипулировать мнением электората было очень непросто. То был век прямой и органичной демократии — власти народа в исходном смысле этого слова.

В современном мире базовые принципы демократии поставлены с ног на голову. Дело в том, что избирателями сейчас являются миллионы человек всего лишь по факту длительного пребывания в пределах того или иного государства, слегка ограниченные возрастным цензом. Манипулировать их пристрастиями элементарно: электорат давно рассматривается профессиональными политтехнологами не как источник власти, а как ресурс, который покупают и продают власть предержащие. Там, где можно подкрепить желаемые действия элиты народным волеизъявлением, это обеспечивается с помощью промывки мозгов и подкупа электората, вбросов компромата, шантажа и т.д.

Но если «купить электорат» окажется слишком сложной и дорогой процедурой, тогда мнением народа открыто пренебрегают: так в Западной Европе вопреки настроениям широких народных масс продавливают отмену смертной казни, легализацию наркомании, проституции, чрезмерной миграции, однополых браков, ювенальной юстиции и т.д. В подобных случаях о демократии забывают и с усмешкой заявляют, что «народ ещё не дозрел, поэтому власть должна проявить политическую волю и решительность, дабы повести отсталых людей за собой». Те же страны, которые вопреки давлению наднациональных элит прислушиваются к мнению народа по проблемным вопросам, подпадают под международные санкции. Из свежих примеров уместно упомянуть швейцарский «неудобный» плебисцит-2014 по ограничению притока мигрантов, что сразу же вызвало экономические санкции против этой небольшой альпийской страны. Можно также вспомнить крымский референдум, результаты которого абсолютно не заинтересовали западные демократии, что лишь подстегнуло эскалацию напряжённости в регионе.

Демократия через референдум против демократии через выборы

На этом фоне постоянные упрёки Запада в адрес молодого белорусского государства в некой недемократичности звучат фальшиво, особенно если вспомнить, что за времена становления белорусской независимости было проведено три референдума, которые заложили направление развития страны на десятилетия вперёд. Благодаря этому Республика Беларусь уверенно руководствуется собственными национальными интересами, сохраняет и приумножает индустриальную мощь, продовольственную безопасность и обороноспособность. И всё это делается в рамках стратегического союза с Россией и активного участия в процессах реинтеграции постсоветского пространства — такова была воля белорусского народа, высказанная на референдумах в 90-е годы. Сознательная опора власти на собственный народ предопределила и социально-экономические успехи Белоруссии на фоне остальных участников СНГ: она традиционно имеет наивысший индекс развития человеческого потенциала и индекс социального прогресса.

Разумеется, проблем хватает и в Белоруссии, в том числе и коррупционных, и эти болезни приходится лечить с учётом позитивного и негативного опыта зарубежных стран. И тут сильная субъектность и хорошая управляемость белорусского государства приходятся как нельзя кстати, поскольку предоставляют обществу эффективный инструментарий для противодействия этой проблеме. Например, за последний месяц Совет Республики лишил депутатской неприкосновенности сразу двух сенаторов по подозрению в коррупции. Очень важно, что в этот процесс вовлекаются народные массы: в начале августа по поручению Александра Лукашенко на общественное обсуждение вынесен проект нового закона «О борьбе с коррупцией», предусматривающий жёсткую ответственность преступников, вплоть до лишения государственных пенсий. Но основной упор делается на предотвращение этого зла, оптимизацию органов власти, исключение конфликта интересов. Особое внимание уделяется повышению прозрачности работы государственных структур перед обществом, что и является одним из важнейших свойств настоящей демократии.

Технический прогресс за счёт применения информационно-коммуникационных технологий даёт дополнительные возможности для возвращения современной демократии её подлинного смысла. Например, электронное голосование улучшает коммуникацию электората со своими избранниками, усиливает обратную связь, делает её более оперативной. И в Белоруссии уже многое проделано для формирования «электронного общества», что отмечают даже эксперты из Эстонии, являющейся одним из европейских лидеров по продвижению новых технологий.

Работа по совершенствованию системы государственного управления, повышению её эффективности, её насыщению духом подлинной демократии должна стать общим пунктом повестки дня евразийского строительства и вобрать в себя позитивный опыт всех стран-участниц этого процесса. Это стратегическая задача, которая позволит сформировать привлекательный имидж нашему интеграционному образованию и привлечь к нему новых друзей и участников.