Китайцы пришли на Дальний Восток

__________________________________________

 


russkiy_malchik


Давняя страшилка, что Китай заселит Дальний Восток и Сибирь, давно разбившаяся о реальность, когда стала ясно, что китайцы не стремятся жить на северных широтах, получила новую проекцию - китайские деньги наконец пришли на Дальний Восток. Долгие годы Пекин, несмотря на особенные отношения с Москвой, не спешил инвестировать в Россию. Проблема в том, что китайцы привыкли делать вложения в обмен на контрольный пакет в предприятиях или даже полную собственность земли, на которых стоят эти предприятия (к примеру, Китай так скупил почти четверть Африки), а российские власти не позволяли проводить китайцам такую порочную практику. В итоге всё экономическое сотрудничество - за исключением энергоресурсов - стопорилось, а товарооборот даже падал.

Но вот начиная с 2017 года дело сдвинулось с мёртвой точки, и пошёл резкий рост товарооборота между Китаем и Россией - в 2017 году на 30%, до 84 млрд долларов, а в 2018 году ожидается достижение отметки в 100 млрд. Да, доля сырьевых товаров в товарообороте по-прежнему доминирует, но наконец-то уже не ограничивается им - активизировалось взаимодействие России и Китая по многим другим направлениям - от нефтепереработки до сельского хозяйства. И логично, что ключевым регионом для взаимодействия стал Дальний Восток, где общий объём проектов с китайскими инвестициями достиг $30 млрд. Приведу некоторые примеры из статьи "Как Китай инвестирует в российский Дальний Восток":

1. "Один из самых масштабных российско-китайских проектов — строительство в Амурской области нефтеперерабатывающего завода на территории ТОР «Приамурская» вблизи села Берёзовка. Для оперативного управления проектом стоимостью 120 млрд рублей создана русско-китайская Амурская энергетическая компания (АЭК), основным инвестором с 90% выступает китайская Menglan Galaxy Energy Corporation, 10% вложит российская «ИнтерРусОйл». Это целиком частный проект, не предусматривающий субсидирования из бюджетов России и КНР. Первая очередь нефтеперерабатывающего комплекса должна заработать уже в следующем году, а в полном объёме НПЗ — в 2022 году, когда будет закончен нефтепровод длиной 63 км, проходящий в том числе по дну Амура до китайского города Хэйхэ. НПЗ ежегодно будет перерабатывать 4 млн тонн нефти и 2 млн тонн нефтегазового конденсата и даст работу 1200 специалистам. Помимо бензина, дизтоплива и керосина Амурский НПЗ будет производить внушительные налоговые отчисления в российский бюджет — по первым оценкам, они составят до 13 млрд рублей ежегодно".

2. "Приморская группа компаний «Сумотори» и китайский инвестор Yubo-Automotive организовали неподалёку от города Артём сборку грузовиков и самосвалов китайского бренда FAW (First Automotive Works). Использование льготных условий Свободного порта Владивосток позволило значительно улучшить экономику проекта и повысить его рентабельность. В мае 2018 года совместное предприятие выпустило первые 16 самосвалов, которые востребованы местными горнодобытчиками — несколько грузовиков приобрёл резидент СПВ ООО "Разрез Полтавский". До конца года «Юбо-Сумотори» планирует выпустить ещё 200 машин, большая часть которых уже раскуплена наперёд. Пока компания специализируется на сборке автомобилей из поступающих из Китая составных частей, но предприниматели планируют расширять производство, нанимать больше персонала, переходить к более глубокой локализации и производству части деталей (например, сварных корпусов) прямо на месте".

3. "В Хабаровском крае China Paper Corporation планирует запуск мощного целлюлозно-бумажного комбината в городе Амурске. Предварительные договорённости уже достигнуты, и сейчас китайцы ищут соинвесторов, готовых вложиться в проект стоимостью более $1,5 млрд. ЦБК мощностью до 500 тыс. тонн хвойной целлюлозы в год будет располагаться в ТОР «Комсомольск» и откроет в крае около 500 новых вакансий".

4. "Китайская корпорация Zhongding Dairy Farming, входящая в пятёрку крупнейших производителей молока в КНР, строит в Приморье животноводческий комплекс на 50 тыс. голов. Суммарная стоимость проекта составит около $300 млн, а работать на ферме и молокозаводе будут больше 2 тыс. человек, особое соглашение оговаривает, что китайские работники смогут занять только 300 рабочих мест — остальные достанутся гражданам России. Первая небольшая ферма в Хорольском районе Приморского края начала свою работу в 2018 году, на очереди комплекс в селе Прилуки на 5 тыс. голов. На финальном этапе китайцы планируют производить до 500 тонн молока в сутки, большая часть которого будет отправляться на экспорт обратно в КНР. Похожий проект меньшего масштаба в Шкотовском районе реализует компания Taiyuan, финансируемая «Консорциумом частных лиц провинции Цзилинь»."

5. "Китайская «Вен Лян — Аквакультура» готова инвестировать около 9,5 млрд рублей в строительство фермы по выращиванию деликатесного морского гребешка, мидий, трепанга и морской капусты с объёмами производства до 40 тыс. тонн в год. «Дальневосточная марикультура «Хэ Сян» также планирует создать производство морепродуктов при поддержке «Яньтай Тунсян Фудс». А китайская компания «Прим Хунчунь» будет создавать экзотичную ферму-питомник по выращиванию дальневосточной лягушки (сюэха), использующейся в китайской медицине и кулинарии".

6. "Компания «Амурпром» заканчивает подготовку проектной документации для строительства завода по глубокой переработке сои на территории «Амуро-Хинганской» ТОР. Общая стоимость проекта оценивается в 5,5 млрд рублей. Инвестором выступила группа компаний Joybay Agricultural Holding Limited, планирующая поставлять соевое масло, лецитин и белковые комплексы в российские регионы и страны АТР. Мощность завода составит до 300 тыс. тонн сои в год — таких крупных предприятий на Дальнем Востоке, в последнее время активно развивающем производство соевых бобов, ещё не было".

7. "Другой проект «Амурпрома» предусматривает создание высокотехнологичного лесоперерабатывающего комплекса, нацеленного на выпуск мебельных щитов, шпона, топливных брикетов и пиломатериала. Производство также преимущественно нацелено на экспорт продукции в Китай."

А кроме того, вложения в транспортную инфраструктуру, дороги, мосты, строительство гостиниц, торговый площадок, трансграничного ТОР в районе пункта пропуска «Пограничный» и «Суйфэньхе», где предусмотрено безвизовое перемещение граждан и беспошлинная торговля. Это не такой большой объём, какой вкладывает Китай по всему миру - в Азии, Африке, Европе - но это хорошее начало для вложения в несырьевой сектор. Китай сейчас обладает огромными денежными ресурсами, и если он действительно хочет стать настоящим союзником России, то в обмен на военно-политическую поддержку России должен идти на реальные финансовые вложения. И похоже, он наконец, понял это. 8 июня Путин опять летит в Пекин, а 9-10 проводится встреча лидеров ШОС - и это должно стать новым толчком для движения в этом направлении.

Вот пугали-пугали нас китаефобы, что они заселят Дальний Восток, и сбылось - стали, черти, деньги свои вкладывать. Привет горе-аналитикам типа Иноземцева.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.5 (всего голосов: 13).

реклама 18+

 

 

 

___________________

 

___________________

 

---------------------------