Стратегия внезапного развертывания войск имеет главной целью скрыть, что король на самом деле голый
Привезли американцы в Польшу батальон и сделали из процесса шоу. Надо признать - успешное. Словно в конце марта 2019 в Европу переброшен не просто 1-ый батальон 5-ого бронетанкового полка 2-ой танковой бригады 1-ой бронетанковой дивизии из Форт Блисс в Техасе, а на границе с Беларусью развернулся по меньшей мере танковый корпус полного состава. Официальное издание МО США Stars and Stripes тут же сказало, что речь идет не об очередном учении, на самом деле Пентагон только что отработал на практике элемент новой Стратегии внезапного развертывания (СВР) американских войск в Европе.
Согласно принятого в США плана противостояния "российской угрозе" в Европе, представленного Центром стратегического анализа США, СВР необходима для повышения способности американских войск по отражению российского военного вторжения на Запад. В том числе для повышения оборонительных способностей Польши и предотвращения российской оккупации Прибалтики.
Как водится, новое в стратегии только наименование. Стратегическая суть взята из базовой концепции противостояния СССР еще периода Холодной войны. Предполагалось, что даже совместных усилий европейских партнеров по НАТО для отражения военной атаки со стороны СССР не хватит, тогда как желание Советского Союза внезапным ударом оккупировать Западную Европу считалось несомненно доказанным фактом.
Таким образом, экстренная переброска через Атлантику 1,5 млн человек экспедиционных сил США являлась ключевым козырем, обеспечивающим победу над СССР в Европе, и тем самым гарантированно удерживающим Москву от попытки самого вторжения в принципе.
О степени обоснованности идеи экзистенционального желания Советского Союза оккупировать Европу говорить смысла не имеет. Главное, что в ее реальность верили на Западе. Впрочем, у них там все их действия, включая прямо агрессивные, традиционно демонстрируются исключительно как вынужденная самооборона. Потому отрабатывали методики быстрой переброски больших масс людей и техники действительно серьезно.
Ради недельных учений перебросить через океан сводную дивизию до 1980 года не являлось чем-либо достойным внимания вообще. Раз в два года только для проверки готовности одной из частей Плана гражданскими самолетами в Европу перебрасывалось по 12-15 тыс. личного состава частей двойного базирования, то есть тех, чье тяжелое вооружение заранее складировалось в Европе.
А тут всего один батальон. Каких-то 450 человек, пусть даже с техникой. Зато шуму как после взятия штурмом московского Кремля. Возникает вопрос - с чего бы вдруг? Потому что на протяжении вот уже почти двух десятков лет у них наблюдается поразительная стабильность в одном: после оседания пыли очередной громкой пропагандистской шумихи о новом стратегическом успехе начинают вылезать такие детали, которые меняют весь смысл происходящего в корне.
Не обошлось без этого и сейчас. Как объясняет происходящее заместитель командующего национальной гвардией США в Европе генерал-майор Джон Гронски, суть стратегии заключается в создании максимальной непредсказуемости дислокации американских сил на линии военного противостояния с агрессивной Россией. Мол, постоянное перемещение частей затруднит противнику сколько-нибудь эффективное предсказание направления и характера их внезапного удара "в ответ на угрозу конфликта". Это уже своего коллегу дополняет начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Голдфейн.
То есть внешне речь идет о якобы найденном новом эффективном приеме стратегического сдерживания, а значит, несомненном доказательстве еще более существенного роста американских возможностей по "обеспечению мира в Европе". Однако если посмотреть на происходящее с изнанки процесса, дело начинает выглядеть совсем иначе.
Батальон американцы через Атлантику действительно перевезли. Правда, при этом убедились, что всего имеющегося у них транспортного флота хватает для переброски от силы пяти батальонов одновременно (громкий смех в зале). Еще около двух выйдет доставить с легким стрелковым оружием гражданскими авиалайнерами. На этом - все (оглушительная тишина в зале).
Минимально потребное время - четыре недели. Если размер контингента расширяется хотя бы до двух (!) бригад, то требуется подготовка продолжительностью не менее шести месяцев. Зафрахтовать суда, переоснастить их под задачу, укомплектовать экипажами должного уровня квалификации, собрать в портах погрузки и так далее.
Думаете, на этом все? Нет, дальше, оказывается, еще веселее. Открываем карту Польши и видим, что вся оперативность доставки закончилась в порту Щецин, что недалеко от границы с Германией. Потом батальон совершил "молниеносный марш-бросок" на целых сто километров на восток до полигона в Дравско-Поморске, где расположен учебный центр боевой подготовки войск НАТО.
Почему не поехали дальше (там еще не менее 500 км до границы Калининградской области и примерно 700 - до Белоруссии)? Так ведь с окончания цикла летних учений Альянса в 2018 году с польскими дорогами не изменилось вообще ничего. Проверка еще в 2016 показала их полную непригодность для массовой переброски войск. Особенно экстренной.
По целому ряду причин, большинство мостов и эстакад Польши непригодны для перевозки по ним, например, танков. Даже если собственным ходом, не говоря уже про колесные платформы. Большинство тоннелей не позволяют проводить не то, что колонны, даже одиночные легкие бронемашины. Раздел, касающийся железных дорог, выглядит отдельной увлекательной историей.
Словом, как бы быстро Пентагону ни получилось довести войска до польских портов (вопрос возможности американским войсковым транспортам дойти до них по водам Балтики мы для ясности замнем), на преодоление оставшихся 500-700 километров им потребуется по меньшей мере месяц (для перевозки от 2 до 5 батальонов) и до полугода для уровня хотя бы одной дивизии.
Для расшивки только наиболее простых и главных узловых мест поляки просят 260 млн долларов. Йенс Столтенберг подчеркивает, что это лишь самая первоочередная смета в пределах границ Центральной Польши. В целом же денег потребуется много больше. Очень и очень сильно больше. Тогда как русские на учениях Запад-2017 наглядно показали свою способность легко перебрасывать из глубины страны к фронту 10 тыс. человек с вооружением и техникой. И не за неделю или там шесть месяцев, а за 48-50 часов.
Тогда зачем все эти пляски? Все очень просто – деньги. На практическое осуществление Стратегии военные запрашивают всего ничего 135 млрд долларов дополнительного бюджета. Конгресс такие деньги без красочного шоу ни за что не выдаст. А кто платит, тот и музыку заказывает – азы маркетинга.
Такая вот получается американская стратегия "военного мерцания". К сдерживанию она никакого отношения не имеет. Ее задача – обеспечить стратегическую маскировку очевидного несоответствия фактического масштаба сил и средств, реально доступных Соединенным Штатам их нынешнему уровню самопиара. И, судя по обсуждению в СМИ, пока у Вашингтона это удается достаточно неплохо – «пипл» верит.
Александр Запольскис