Иностранец, приезжающий сейчас в Москву из Европы, наверно, удивляется так же, как и в XVI веке. Я, конечно, готовился увидеть чудеса, но чтобы в набитом автобусе люди без масок активно окормляли друг друга слюнями и соплями (надо понимать, со всей вирусной начинкой) на расстоянии в 30 миллиметров — на это моей фантазии не хватало. А ведь такое есть! Из учреждений маски носят только в МФЦ. В метро или магазинах публика держит маски в основном на подбородке, непонятно зачем. Вообще эти картины очень напоминают начало 90-х, когда в Москве при посадке в машину водитель говорил стандартную фразу " не надо, не пристегивайтесь, просто накиньте сверху ремень». За последние десятилетия этих свободолюбивых идиотов стало очевидно поменьше, спасибо дарвинизму. Но естественный отбор еще идет, теперь по критериям вакцин и масок.
Кульминацией конфликта цивилизаций было посещение аптеки, когда аптекарша (!!!) беседовала с покупателем, сдвинув маску на подбородок. Во Франции за такое ее бы отправили в камеру, где сидел граф Монте-Кристо, предварительно графа изъяв оттуда, конечно. А тут никто в обморок не упал, кроме меня.
При этом, когда я каждый день ездил в такси по МКАД, звук сирен скорых там не затихает. Такое впечатление, что многие сотни московитов постоянно едут в реанимацию. А зайдешь в метро или магазин — все мужественно плюют на вирус, причем, в прямом смысле. Так что, как пелось в частушке, «брызги в стороны летят».
Вернувшись после долгого отсутствия на родину, чувствуешь сразу изменение отношения к окружающим по сравнению с Францией. Обычное отношение во Франции — доброжелательный нейтралитет. Здесь же нейтралитета мало, преобладают эмоции. Одним хочется сразу же дать в морду, а другим сердечно пожать руку или даже расцеловать.
Дикая жара раздела людей, так что телесная натура стала уж совсем бросаться в глаза, что после долгого перерыва склоняет к занятиям антропологией. По сравнению со старым режимом, мужчины стали меньше себя украшать татуировками и аксессуарами милитаристского толка, и это радует. У женщин и девушек фигуры стали более европейского типа. Что касается поведенческих паттернов, то абсолютными чемпионами моих чувств остаются сотрудники МФЦ. Общение с ними это майский день, именины сердца. У продавщиц тоже наблюдается прогресс, они, бывает, не только здороваются, но и идут в развитии отношений дальше, не то что бы сразу под венец, но в этом направлении. А ведь еще лет 10-15 назад гавкали как Мухтар с Индусом.
Так что основания для осторожного оптимизма есть. Да и свободолюбивые борцы с ремнями безопасности исчезли (вымерли, может быть), наверное, та же судьба ждет и свободолюбивых ненавистников вакцин, готовых подарить вам свежайшего вируса.
Будем надеяться на лучшее, если не на разум!
Владимир Векслер, ученый, кардиолог