Высока вероятность того, что не только Литва, но и Латвия попросит Евросоюз возместить своим железным дорогам ущерб от введенных санкций против Белоруссии, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Потери «Железных дорог Литвы» (Lietuvos geležinkeliai) от введенных Брюсселем санкций в отношении Белоруссии могут составить до 100 млн евро. О предстоящем ущербе заявил представитель госкомпании Мантас Дубаускас.
Брюссель впервые ввел экономические секторальные санкции против Белоруссии, в результате которых ограничена торговля нефтепродуктами, хлористым калием, сырьем, минеральными удобрениями и рядом других позиций.
Парадоксально, что Вильнюс, активно выступавший за введение санкций против своего соседа после выборов в Белоруссии в 2020 году и в связи с посадкой самолета Ryanair в Минске в мае текущего года, получив желаемое, поставил под удар ведущие отрасли собственной экономики.
Транспорт, транзит и логистика формируют от 9% до 12% ВВП Литвы, причем треть из него создается благодаря Белоруссии.
Один только транзит белорусских грузов, в том числе нефтепродуктов, с привлечением «Железных дорог Литвы» приносил около 100 млн евро, что составляет 30% всех доходов компании.
Осознав, что ситуация приняла невыгодный оборот, Литва заговорила о компенсациях от государства. По словам Дубаускаса, об этом уже говорила премьер-министр Ингрида Шимоните. Государство же, в лице главы сейма по экономике Казиса Старкявичюса, заявило, что возмещать ущерб предстоит Евросоюзу.
«Экономика не только Литвы, но также Латвии и Эстонии, относится к дотационной, получающей финансирование извне, - объясняет Владимир Оленченко. - В данном случае речь идет о достаточно больших дотациях из Евросоюза.
Вильнюс будет просить еще больше увеличить финансирование, утверждая, что необходимо возместить убытки, которые понесла Литва из-за солидарности с Евросоюзом, поскольку она поддерживала борьбу за демократию и переживала о судьбе соседей в Белоруссии. Это примерный набор аргументов, которыми будут пользоваться литовцы в диалоге с Брюсселем».
Оленченко отметил еще один нюанс: белорусы задолго до санкций начали распределять грузы между Литвой и Латвией. Это означает, что сохраняется высокая вероятность обращения Латвии к Евросоюзу с похожим запросом о компенсации убытков.
«Кроме самого Евросоюза, других источников финансирования для Литвы я не вижу: ни НАТО, ни США деньгами помогать не станут», - подчеркнул эксперт.
Представитель «Железных дорог Литвы» Мантас Дубаускас в своем выступлении сообщил, что компания ведет работу по диверсификации грузовых перевозок. Однако уже сейчас можно предположить, что труды литовских железнодорожников ни к чему не приведут.
«Сухопутные границы Литвы проходят с Белоруссией и Калининградской областью России. В сторону Калининграда ходит так называемый калининградский транзит», - рассуждает Оленченко. - Вильнюс может попросить Москву увеличить интенсивность поставок, но российскую сторону этот запрос ни к чему не обязывает, поскольку поведение Литвы по отношению к Белоруссии ровно такое же, как и к России».
Безусловно, у Литвы есть железнодорожное сообщение с Латвией, за которой находятся Эстония и Финляндия. Планируется, что железная дорога Rail Baltica свяжет прибалтийские страны, но эта возможность откроется лишь в очень далекой перспективе, поскольку проект играет роль дотационного долгостроя.
«В текущий момент затруднительно представить, каким образом Литва планирует произвести диверсификацию грузов, чтобы восполнить убытки, которые она терпит от ответных мер Белоруссии», - отметил эксперт.
Безусловно, Литва хотела бы, чтобы Евросоюз фактически оплатил ей убытки от введенных санкций. Однако у нынешнего руководства Евросоюза денежные фонды - далеко не бездонные, кроме того, необходимо бороться с пандемией коронавируса и ее последствиями.
В этой связи в ЕС создали фонд Next Generation EU, резервы которого включают 750 млрд евро. По сути - это фонд заимствований, и страны Прибалтики получат из него деньги, которые надо будет вернуть. Таким образом, антикризисный фонд Еврокомиссии загонит страны ЕС в долги до 2058 года.
Литва верит, что к тому моменту могут наступить перемены и ей простят заимствованные миллионы евро, однако раздачи вертолетных денег не будет. На Евросоюз ложится дополнительное обременение по выводу стран-участниц из кризиса, спровоцированного собственной международной политикой, заключил эксперт.