Как самая популярная российская рок-радиостанция продвигает творчество рок-бандеровцев и их российских сторонников? Почему некоторые патриотичные артисты после майдана забыли про патриотизм, и в Донбасс ни ногой? Для чего русским рокерам нужен свой Брайан Эпштейн?
Об этом и о многом другом «ПолитНавгатору» рассказал поэт и рок-музыкант Вадим Степанцов.
Досье:
Вадим Степанцов родился в Тульской области. Первые стихи начал писать в семь лет. Поле неудачной учебы в Московском технологическом институте мясной и молочной промышленности, службе в армии, работы грузчиком, слесарем-сантехником, вырубщиком жёстких кожизделий – поступил и с отличием окончил Литинститут в Москве.
С конца 80-х как поэт публикуется в литературных журналах, включая «Новый мир». В 1988 году вместе с друзьями создал поэтический Орден куртуазных маньеристов, в который также вошли Константэн Григорьев и Виктор Пеленягрэ.
В 1989 году Степанцов и Григорьев начали исполнять на Старом Арбате собственные песни, а после отдыха на озере Балхаш на свет появилась рок-группа «Бахыт-Компот», которая в 1991 году по итогам фестиваля Москвоской рок- лаборатории была признана лучшей рок-группой.
«Бахыт-Компот» исполняет смесь традиционного рока и панка иногда с уходом в шансон на полные иронии, а то и откровенного сарказма и стеба стихи Степанцова. За десятилетия существования через коллектив прошли многие музыканты, включая будущего российско-украинского продюсера Кима Брейтбурга и композитора Константина Меладзе. Неизменной в коллективе оставалась лишь фигура ее лидера – Вадима Степанцова.
Степанцов написал несколько песен для группы «Браво», включая хиты «Король оранжевое лето», «Добрый вечер, город мой» и «Мне грустно и легко», а также для групп «Моральный кодекс», «ТаТу» и «На-На». Помимо группы «Бахыт-Компот» создал симфо-панк трио «Бедлам-Капелла» и фолк-акустический проект Masta Dont.
Занимает четкую патриотическую позицию. В частности, в свое время резко критиковал телеканал НТВ олигарха Владимира Гусинского за антироссийскую позицию во время войны в Чеченской республике. Негативно отнесся к «болотным протестам» в Москве. После второго майдана подержал идею Новороссии и республик Донбасса, выступал с концертами в ДНР.
Один из первых телеэфиров группы “Бахыт Компот”. 1990 год,”Программа А”
П.Н.: Вадим, недавно на своей странице в соцсетях вы иронично заметили, что поскольку фестивали «Нашествие» и «Дикая мята» не позвали к себе «Бахыт Компот», Путин, в работе на которого вас обвиняют либералы, сорвал проведение этих фестивалей под предлогом коронавируса. Скажите, без сомнения, легендарный для русской рок-музыки ваш коллектив перестали звать на крупные мероприятия, где теперь заправляют всевозможные любители Украины?
В.С.: Давно. Это идеологическое противостояние даже не с майдана пошло, а с «Болота» (Болотная площадь, ставшая центром антиправительственных протестов в 2011 году – ред.). Я еще тогда начал активно ерничать по поводу всех этих болотных шастаний, сначала просто публиковал в фейсбуке памфлеты в рифму, потом собрал это в книжечку «Гнусь болотная», вслед за Емелиным (поэт Всеволод Емелин, выступивший на стороне внесистемной оппозиции – ред.), и у него «Болотные сказки» кажется были, а у меня вот такой на это ответ. И уже когда начался майдан и скачки наших рок и панк-рок-артистов с вылизыванием бандеровцев и атошников, как-то вот совсем дверки захлопнулись, просто напрочь.
Изучая русскую историю, понимаешь, что подобное не вчера началось, и Муравьева-Виленского в свое время люди с прекрасными лицами нарекли «вешателем» за то, что усмирил польских террористов, и убийствам террористами министров и губернаторов, которые просто делали свое дело, они бурно аплодировали. Почему, на ваш взгляд, наша интеллигенция традиционно испытывает симпатии к враждебным России силам?
Мне кажется, это не только российское явление, этой свойственно и британцам, и американцам, другое дело, что у них эти голоса, критикующие их порядок и издержки их системы, более умело подавляются. Несогласным затыкают рот с большим опытом.
Мы же, в лице нашего руководства, пытаемся показать миру, которому это нафиг не надо, какие мы все-таки либеральные. Но интеллигенция все равно потрясает кулачками, как сто лет назад, плюется, клянет строй, кричит про ГУЛАГ и Освенцим.
Очень понравилась мне фраза, вернее эпитеты моего однокорытника по Литинституту Леши Алешковского – «пряничный Освенцим» и «кукольный ГУЛАГ». Очень все это смешно наблюдать, но это востребовано, это монетизируется, молодежь, которая идеологически никак не выстраивается, потому что идеологии в государстве нет, не считая отдельных всполохов и нелепых попыток, всегда на протесте. Молодежи тоже хочется помахать кулачками, потопать ножками, поскакать. Поэтому молодняк, не привитый от заразы, несет рубль протестным артистам, скачет радостно, слушает их песни.
Подобная близорукость власти уже приводила, по сути, к падению российской государственности – Российской империи в 1917-ом и СССР в 1991-ом. Честно говоря, мне кажется ситуация с коррозией духа в современной Российской Федерации аналогична этим переломным историческим моментам, если не хуже. Я, по роду своей деятельности, изучаю конфликты, схожие с нынешним русско-украинским, и, зная, что в той же Сербии достаточно прозападно мыслящей интеллигенции и обывателей, просто не могу представить тысячные акции с хорватскими флагами в Белграде. А вот в Москве с украинскими флагами – уже было…
Нет, ну там просто флаги похожие, можно оппозиционерам носить, гербом во внутрь. Шутка. Да, там такое, конечно же, невозможно.
Когда же придет осознание серьезности ситуации, того, что дело уже отнюдь не в локальных заговорах маргинальной интеллигенции на кухнях?
Не знаю, система мониторинга подобных вещей не отлажена. Очень. Ею занимаются казенные люди на зарплате, которые промуфлонили все, что можно. И Украину, в том числе. Вот за Белоруссию как-то вцепились, как за последний оплот дружбы в кавычках. Я не знаю… Бездарность кадров. Дефицит кадров. В целом, печаль.
Небезызвестный Моргенштерн, кстати, очень хотел с гастролями на Украину, целый стрим на сей счет записал, где просил его пустить и рассыпался в признаниях в любви. Но все равно Киев признал его угрозой национальной безопасности и не пустил. И это же происходит не разово, на ваш взгляд, после того как небратья показательно возят российских артистов физиономиями по столу, у них наступает долгожданное просветление?
Ну, вот Макаревич там как-то уворачивается от местных плюх, а Борис Гребенщиков чуть ли не каждые гастроли огребает по щам от какого-нибудь атошника или активиста. Ну, просто он идет такой буддистский, просветленный в какой-нибудь сквер, поет, а тут ему: «На, получи, москальская зараза!». Это как грузинская пчела в байке князя Цицианова – пищит, но лезет. Нравится ему такое, наверное, в этом, наверное, и есть буддизм, и с каждой оплеухой приходит большая степень просветления.
Откуда такой мазохизм коллективный? На Донбасс всех этих деятелей калачом не заманишь, а на Украину стремятся изо всех сил.
Они там собирают кассу. И люди к ним разные приходят. На Макаревича больше идеологизированные жидобандеровцы и примкнувшие к ним. Что же касается Гребенщикова, ну вот тут у меня какие-то вопросы стали появляться в последнее время. Просто на его концерты на Украине приходят люди из моего фейсбука, которые еще сохранили разум и адекватность. Из «поколения дворников и сторожей».
И с одной стороны – да, он стелется под киевскую повестку, если приезжает, то сочувствует ей, с другой стороны – какой-то вот лучик надежды пробивается… Но вот наши панк-рокеры, которые туда тоже ездят, они как раз шавки из шавок, и за это звание борются. И на фестивалях у нас кричат «Путин …..!», и там кричат то же, с ними все однозначно. С «Порнофильмами» и «Тараканами», старыми и новыми панк- рокерами. С ними мне все предельно понятно.
А как тогда объяснить поведение музыкантов-патриотов, которых также на Донбасс не затащишь? Помню, какие проникновенные русские по духу пел шансонье Сергей Трофимов, и какой отличный концерт дал в Донецке в 2013-ом году, а вот после в 2014 даже слова о происходящем на Донбассе и Украине не скажет, будто и нет ничего. Или вот Константин Кинчев, как заряжал про «небо славян», а как спросили, почему не едет на Донбасс, начал что-то маловразумительное говорить про статус.
Про Трофима знаю точно, что он дрожит за свою «грин-карту» в Италии. У него там вилла. А вдруг что-то вякнешь не то, и не пустят. Примерно такая же история, как и с модерацией фейсбука. Думаю, что и у Константина Евгеньевича схожая история, но я с ним просто не близок, а Трофима более-менее знаю. И недвижимость в Европе, это знаете ли, серьезная вещь! Шкурные интересы, только и всего.
И эти люди в топах в России. В то время, как ваш потрясающий хит, записанный после посещения Донбасса – «Звездочка», имевший потенциал стать народной песней – ей не стал. Или песня также побывавшего на Донбассе Александра Ф Скляра «Миллионы», которая, по сути, должна была бы стать гимном, но не стала…
С песней «Звездочка» интересные штуки происходят на ютубе, как и с ютуб-каналом «Бахыт-Компот» в целом. Она топчется вокруг одной отметки, до 128 тысяч просмотров доходит, потом счетчик скручивает количество до 121 тысячи. Напишешь об этом в соцсетях – раз, на тысячу снова поднимается! Потом раз-раз, и опять скручивается.
Я поначалу думал, что это моя подозрительность, но нет-нет-нет. В последние годы, начиная с Крыма, и чуть позже просмотры видео у нас на канале упали на порядок. В то время как «Пионервожатая» на канале нашего бывшего сисадмина к шести миллионам приближается. Я не верю, что новый клип на канале, собиравшем ранее по сто тысяч просмотров на каждое новое видео, теперь еле доходит до десятки.
И вот «Звездочка», которая, по моим расчетам по просмотрам должна за миллион перевалить, никак не может приблизится к этой отметке, все топчется на 121 тысяче.
И у Скляра также не прозвучало
Нужна какая-то точка эфирная, радиостанция, музыкальный телеканал, или госпропаганда должна научиться раскручивать патриотические ютубканалы, хотя это сомнительно, чтобы патриотический юутуб-канал куда-то прыгнул в рейтингах. История с Царьградом и RT нам многое показывает. Поэтому нужен такой канал обычный, телевизионный или радио.
Вы просто посмотрите, что происходит с «Нашим радио», если еще пять лет назад, какие-то панк-группы, типа «Порнофильмы», «Ерш» демонстративно отказывались выступать на «Нашествии», потому что там танки (наглядная агитация Минобороны России на этом фестивале – ред.), то сейчас они плотно залезли на портал «Нашего радио» и теперь в информационном топе. Такая ползучая либерда. И, наверное, люди, которые работают на этой радиостанции, вынуждены под эту повестку прогибаться.
Интересно, на какие деньги все это живет? Тот же задающий проукраинскую и русофобскую повесточку в отечественной рок-среде Михаил Козырев вернулся к активной деятельности в России, пожив в США.
Сейчас «Наше радио» принадлежит сенатору Богданову. Давно уже. Но при всем при том, что Богданов издалека благоволит к моему творчеству, он этой радиостанцией непосредственно не занимается. Там происходят какие-то свои процессы, и теперь Володя Котляров (лидер проуркаинской российской панк-группы «Порнофильмы» – ред.), который «забудем Крым, и на … Севастополь» – там ньюсмейкер. Ползучая зараза проникает всюду.
Ну вот, и теперь вместо проникновенного клипа «Звездочка», снятого на Донбассе, публика зрит клип Моргенштерна, где тот стоит голым на столе и трясет известным местом.
Моргенштерн – это продукт, отчасти околокремлевских технологий. Он «под колпаком у Мюллера». Я вполглаза в перемотке посмотрел его интервью, очень аккуратный и хитрый тип. И когда я услышал, что его курирует бывший главный айтишник и пиарщик кремля, тогда мне все стало понятно.
И про Путина он так высказывается благостно. Все эти демарши с судами, запретом на Украине – это часть хитрой пиар-компании. То есть, я свой, но через меня можно канализировать и пригасить протестный пыл. Нет, Моргенштерн – это умная такая машинка, тело, которое выскочило откуда-то и было подхвачено. На самом деле это не плохо, никто не запоминает песни этих кальянных рэперов. Там важны картинки, там продают куколок. На это упор в этой части шоубиза.
Так что Моргенштерна давайте трогать не будем, из всей этой рэперской сволоты, которая кричала «Путин …..» и продолжает кричать, он самый правильный, не кричит.
То есть возвращаемся к теме, когда рок-тусовка в СССР жила под покровительством КГБ?А если бы его не было бы?
Что-то бы было, если бы не рок-клубы и рок-лаборатории, то какая-то бы движуха альтернативная бы была, наверное. Башлачев же был без рок-клуба. Его Парфенов с Троицким выковыряли из его родного Череповца и тусовали по квартирникам. Это все было. Я помню день Цоя в Столешниковом переулке на квартире поэта и барда Алексея Дидурова. Была и такая форма канализации протеста.
Но вот людей с внятным взглядом на действительность почему-то никто не курирует.
Да мы в подполье, мы как Цой и Гребенщиков в 1983 году. Нас уводят в гетто. И не уводят в гетто только группу «ЧайФ», потому что у них продюсер Гройсман, и он такой, что из камня кровь высосет. По тому же плей-листу «Нашего радио», за другими я сейчас не слежу, там у зайчиков продонецких, прокрымских, типа Чичериной, в ротации песни только старые, «Ту-лу-ла» и «Жара», и все, а ее замечательные песни на донецкую тему, например «Рвать» – нет, никогда!
А скажем, белорусская бандера Сергей Михалок с новым проектом Drezden – пожалуйста! Берутся у таких, как он, нейтральные песни, ставятся в российский эфир и делаются криптобандеровцы и бандеровцы актуальными и живыми.
На самом деле, чуть-чуть было бы в нашем государстве идеологии, внятного идеологического посыла, то, наверное бы, сенатору Богданову сказали бы, и он дал бы пенделя этой прогнувшейся под протест тусовочке. И «Наше радио» звучало бы по-другому.
Ну а возможна инициатива самих артистов, собраться и самим что-то организовать? Как Прилепин, как бы мы ни относились к нему, как к человеку, который провел в Донецке мощный рэп-фестиваль?
Там были Хаски, Рэм Дига, те, кто не боялись выразить свою солидарность с людьми, которых расстреливали. Это небольшой сегмент этого рэп-движения.
Собраться самим – это все маниловщина. Не надо собираться, нужен человек, продюсер наподобие Айзеншписа, Гройсмана, Пономарева старого, который еще не скис, а раскручивал такие проекты, как «Сплин», «Би 2», которого потом оттеснили куда-то на периферию. Нужны такие люди. Вот он умеет, он вхож в эти круги, он знает, как крутятся шестеренки шоубиза. Сказать ему: «Вот тебе задание, товарищ – мочи!». А так собираться, трепаться, ну нет.
Ну, да, Прилепин пытался, но опять-таки он попал в волну свое время и с нее не сходит. У него хорошо получается пиарить свою личность, но за то, что он транслирует ему простится многое, все лакуны в его высказываниях. Прилепин – это наш такой в хорошем смысле доктор Геббельс. Его слушают.
И мне глубоко плевать на его личность, нарциссизм, возможно неизжитые какие-то молодые комплексы. Он, наверное, сам в шоке от себя, давно уже: это же надо, я – какой-то сержантик, с посредственным произведениями , попавшими в волну и оправдавшими аванс… Все его «Саньки» – евророманы молодого бунтующего человека. А вот сборники последних пяти лет и, конечно же, «Обитель» – это уже писатель с большой буквы.
Кстати не могу не спросить про вашу роль в одноименном сериале – это был ваш первый опыт в кинематографе?
Нет, в 90-е меня приглашали на какие-то эпизодические роли. Иван Дыховичный позвал какого-то жулика сыграть, бизнесмена-патриота типа Жириновского. Еще был эпизод у Валерия Пендраковского в фильме «Кому я должен, всем прощаю». Там играл уличного музыканта, такое трио выступало…
Но на самом деле я не актер, актер – очень сложная и кропотливая работа. Я сутки просидел за одним столиком с Безруковым, чтобы сказать несколько незначительных фраз. Нет, не хочу!
Недавно попалось мне на глаза интервью с Сергеем Летовым, знаменитым саксофонистом и братом Егора Летова, который презентовал в Донецке свою музыку для нового фильма. И вот он отметил, что в городе нет афиш, никто туда не едет с гастролями из России, за исключением, быть может, Джанго.
Да Джанго, он известен, но тоже не в топе. Нужен, действительно, свой Айзеншпис для этого. Или Пономарев, я тут за национальность не цепляюсь. Своего Брайана Эпштейна нам не хватает. Каждая нация заслуживает своих евреев. Своих продюсеров. Мы – русские, пока не заслужили, наверное.