Автор: Константин ЛипавскийЛюбые попытки Киева решить проблему потери транзитного российского газа приведут лишь к повышению тарифов и опустошению кошельков рядовых украинцев. Об этом «ПолитРоссии» заявил политолог Ростислав Ищенко.
Накануне секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов заявил, что его страна не останется без природного газа даже после запуска российского газопровода «Северный поток – 2». По словам Данилова, у Киева есть стратегия энергетической безопасности, которая и позволяет оперативно решать все возникающие вопросы. При этом он подчеркнул, что Россия для Украины в данном случае продолжает оставаться «постоянным и ежеминутным риском».
Как отметил в беседе с «ПолитРоссией» президент Центра системного анализа и прогнозирования на Украине Ростислав Ищенко, подобные заявления секретаря СНБО рассчитаны исключительно на украинских граждан и не имеют ничего общего с реальностью. В действительности же «Северный поток – 2» станет серьезным ударом по всей украинской экономике. И если страна все-таки сможет продолжать закупать газ на стороне, то ее граждане в конечном счете останутся с пустыми кошельками
«Говорить можно все, что угодно. Пожалуйста, говорите. Но нужно понимать, если у них есть план, они его обнародуют. Но если такого плана нет, то зачем, собственно, разглагольствовать. А именно этим сейчас украинские политики и занимаются. Газ всегда можно купить, вопрос только в том, сколько за него заплатить. Так что, да, Украина никогда без газа не останется. Но она лишится другого – денег. Точнее, без них останутся рядовые граждане. А рано или поздно не останется ни газа, ни денег», – объясняет политолог.
Как отмечал недавно министр энергетики Украины Юрий Витренко, в 2020 году доходы страны от транзита газа составили 7 миллиардов долларов. При этом украинский бюджет оценивается в 40 миллиардов, а ожидаемое снижение объемов транзита газа через страну – в 30 %. Таким образом, уже совсем скоро Украина не досчитается приличной суммы денег.
В Киеве это, безусловно, понимают, и даже предлагают свои варианты решения этой проблемы. Так, депутат Верховной рады от партии «Слуга народа» Юрий Камельчук предлагал идею сделать из Украины газовый хаб, в котором будут аккумулироваться поставки из Ирана или Азербайджана либо сжиженный природный газ из Катара. А премьер-министр Украины Денис Шмыгаль и вовсе обещал добиться полного обеспечения потребностей газом собственной добычи к 2025 году. Однако в действительности ни один из этих вариантов невозможно будет реализовать.
«Для закупки и перепродажи иранского, азербайджанского или катарского происхождения Украине необходимо самое главное – деньги. Но именно их у Киева и нет. Своих запасов тоже нет, что бы нам ни говорил господин Шмыгаль. В свое время план по добыче был разработан еще при Порошенко, и он провалился. А ведь тогда на эти цели выделялись еще вполне приличные средства. Поэтому Европа просто не будет рассматривать Украину в качестве собственного хаба», – объясняет Ищенко.
По его словам, единственный шанс украинцев сегодня – сохранение транзита российского газа. С одной стороны, Москва неоднократно заявляла, что не планирует прекращать поставки через Украину даже после запуска «Северного потока – 2». Тем более что по договору с Украиной наша страна оплачивает ежегодную прокачку 40 миллиардов кубометров газа до 2024 года. А в июле текущего года председатель совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер в очередной раз подтвердил, что компания готова продолжить транзит и после 2024 года. По словам Миллера, российская сторона даже может увеличить объемы поставляемого газа, однако этот вопрос должен решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам. Но беда Украины заключается в том, что сегодня она является недееспособным игроком на рынке.
«"Газпром" будет продолжать транзит через Украину только в одном случае: если он будет коммерчески выгодным. Если Киев предложит хорошие условия для транзита, то почему нет? Но может ли Украина предложить условия, при которых транзит через ее территорию будет дешевле транзита через "СП-2"? Если да, то, пожалуйста, "Газпром" с радостью загрузит украинскую газотранспортную систему если не под завязку, то хотя бы на 60 миллиардов кубов в год. Поэтому российская сторона согласна даже увеличить поставки, если это будет выгодно», – считает Ростислав Ищенко.
Проблема заключается в том, что предложить коммерчески выгодную сделку практически нереально для Украины, ведь объективно транзит через «Северный поток – 2» оказывается гораздо дешевле, чем через украинскую ГТС. Помимо этого, «СП-2» имеет и меньшее плечо доставки, что тоже значительно снижает расходы.
«Украина же не может понижать цену ниже определенного предела. При нынешних ценах транзита минимальная рентабельность составляет 30 миллиардов кубов в год – на таких объемах Киев ничего не зарабатывает, но и ничего не теряет. Соответственно, если они понизят цену в два раза, то минимальная рентабельность составит 60 миллиардов кубов в год. И это, повторюсь, при том, что они ничего не будут зарабатывать, не уходя в убыток. А большего объема газа "Газпром" вряд ли сможет дать. Исходя из этого, нетрудно понять, сможет ли Украина сделать коммерчески выгодное положение: конечно же, нет», – уверен Ищенко.
По его словам, сегодня из 40 миллиардов кубов, поставляемых из России, одна четвертая часть, необходимая для внутреннего рынка, не прокачивается на Запад, а моментально поставляется украинским потребителям сразу после пересечения границы с Россией. Таким образом осуществляется так называемый «виртуальный» импорт, который возможен лишь с согласия европейских стран.
При этом транзитные объемы обеспечивают и работоспособность всей газотранспортной системы страны – они создают необходимое давление в ГТС, что позволяет поставлять газ потребителям через трубопроводы среднего и низкого давления. Если транзит российского газа прекратится, Украина моментально лишится всего: ГТС перестанет работать, а необходимые объемы придется закупать по рыночным ценам на Западе и перекачивать их на Украину. В итоге местную ГТС придется оптимизировать за счет вывода из эксплуатации части трубопроводов и компрессорных станций. Но в результате такой оптимизации многие потребители могут лишиться газоснабжения полностью, остальные же столкнутся с уже привычным, но от этого не менее неприятным повышением тарифов. И, как резюмирует Ростислав Ищенко, все приведет к тому, что от такой катастрофы Украину не спасет даже Европа.