По словам министра транспорта Литовской Республики Марюса Скуодиса, транзит белорусских калийных удобрений компании "Беларуськалий", через территорию ЛР, прекратится не позднее декабря нынешнего года. Главной причиной названы санкции США против государственной компании "Беларуськалий". Для лимитрофов это нормально. Воля сюзерена - закон.
"С одной стороны можно сказать, что санкции применяются к субъектам США, но из практики знаем, что банки не примут расчетов за оказанные услуги в Литве в евро, не только в долларах. Предприятия, если есть субъект под санкциями, отказываются с ним иметь какие-либо бизнес-отношения, чтобы избежать риска, и могу с уверенностью утверждать, что с декабря, когда санкции вступят в силу, удобрения перестанут идти через Литву", - отметил министр в интервью радиостанции Ziniu radijas.
Доля белорусских калийных удобрений в грузообороте Литовской ж.д. составляет не менее трети, из чего можно заключить, что литовских железнодорожников ожидают, мягко говоря, непростые времена и массовые увольнения.
Проблемы ожидают также единственный литовский морской порт Клайпеда. По результатам последних лет литовский порт, в отличие от своих латвийских и эстонских конкурентов, демонстрировал положительную динамику грузооборота. Во многом она была достигнута благодаря белорусскому транзиту. В частности, в 2020 году прирост грузооборота составил символические 0,2%, что, однако, неплохо для ковидного года. Однако сколько верёвочка ни вьётся...
Белорусские грузы (в основном это нефтепродукты и удобрения) составляли до 35% грузооборота Клайпедского порта. Уход белорусских нефтепродуктов из Клайпеды начался с первых дней 2021 года. https://aftershock.news/?q=node/936165
Однако литовцы питали надежды, что калийные удобрения ещё 2-3 года, как минимум, будут идти через Клайпеду и об этом много раз заявляли виленские бодрячки из правительства и Сейма. В таких заявлениях был резон, ведь если со свободными мощностями под нефтепродукты у российских портов Финского залива проблем нет, то основные мощности под сыпучие грузы в России пока находятся на этапе строительства и ввода в эксплуатацию.
Однако добрый американский дедушка на перфокартах решил ускорить процесс.
Думал боец - доползёт до своих, но волки решили иначе (с)
США объявили о новых санкциях против Белоруссии в понедельник. В санкционный список попали 23 физлица и 21 юрлицо, среди которых "Беларуськалий".
Поистине доставляет реакция литовских рабов на решение американского хозяина.
"Простой пример - финансовый канал, если железные дороги перевозят удобрения, но делать расчеты за эти услуги банки не позволяют, уже из-за этого (не) будет перевозок. Бизнес в таком вопросе не будет рисковать", - считает М. Скуодис.
Министр демонстрирует философское отношение, вроде "ты глянь - гроза! ну что поделать, природа непредсказуема". В принципе ему наплевать, ведь на его личном благосостоянии потеря белорусских грузов никак не отразится.
Однако реакция портовиков и железнодорожников отличается. Им уже не до философии. Растерянность и опасения, как бы не сболтнуть лишнего - основные маркеры. В демократической Литве за лишнее слово в адрес обкома можно лишиться всего.
Глава Литовской ж.д. Мантас Бартушка заявил, что потери составят не менее 60 млн. евро (это значительная сумма для бедной Литвы), а общие потери - 100 млн. евро, в связи с чем вверенной ему компании понадобятся государственные субсидии.
"Похоже, что приближается тот момент, когда грузы остановятся, что означает, что в год мы не получим около 60 млн евро выручки, а вся литовская цепочка логистики не получит более 100 млн евро выручки", – сказал М. Бартушка BNS в четверг. "В связи с сокращением грузов из Беларуси, конечно, самыми важными являются грузы "Беларуськалия", но мы на сегодняшний день больше не возим грузы нефти и грузы гродненского "Азота". По нашим подсчетам, в год может потребоваться около 60 млн евро субсидий на инфраструктуру", – объяснил Бартушка.
Превратить естественного монополиста в убыточную контору, требующую госдотаций из и без того дырявого литовского бюджета, это вам не это. Высший пилотаж!
Глава теминала сыпучих грузов (ТСГ), занимающегося перевалкой белорусских удобрений, Видмантас Дамбраускас, отказался комментировать заявление минимстра и даже попытался скроить хорошую мину при плохой игре. Получилось комично и по-лакейски.
"Я не подвергаю сомнению никаких решений, особенно решений Америки. Америка - далеко, и она со своего олимпа так видит. А я - спокойный, прагматичный человек. Будем думать, будем что-нибудь делать, какие-то решения будут. Не погибнем"
Что-нибудь... какие-то... ну, в общем заметно, что чувачок переполнен оптимизмом и на будущее строит планов громадьё, но пока не решил, в какую сторону метнуться. Это хорошо. Однако оптимизма хватило ненадолго и уже в следующей фразе прорвалось надрывное...
"Главное - жалко людей, вот это у меня болит. 500 хорошо оплачиваемых литовцев уедет в Норвегию? Это моя главная головная боль. Предприятие - это, в первую очередь, люди"
Значит всё-таки контору на замок, а людей в батраки. Кто бы сомневался. Дорожка-то проторённая.
Таким образом, процесс "экологизации" Литвы вышел на новый уровень. Происходит существенное сокращение транзитных грузопотоков (чего до сих пор, в отличие от Латвии и Эстонии, Литве удавалось избегать) через территорию ЛР и сжатие всех, связанных с этой темой, бизнесов и услуг. Неизбежно произойдёт падение ценности Литвы как транспортного коридора и значимой страны региона. Про последствия для вечно дефицитного литовского бюджета промолчу...
Зато теперь у Литвы есть Светка Тихановская и это, пожалуй, единственное приобретение Литвы в её борьбе с Белоруссией. В остальном - одни потери.
Литовцы крутые. Положили руку на пень и тесаком - хрясь, только пальцы в разные стороны. Лишь бы хозяин был доволен. Молодцы! Сами, всё сами.