Фантастические опусы новоукраинских историков не могут служить основой государственности Украины
Попытки современных украинских политиков найти историческую связь между Запорожской Сечью и нынешним украинским народом похожи, скорее, на фантастику, нежели на убедительный научный труд. Стараясь притянуть за уши историю казацкой вольной общины к нынешним реалиям, эти горе-исследователи снова сели в лужу, тем более после принятия закона о коренных народах Украины.
Была ли Запорожская Сечь частью Украины? Однозначно можно ответить – нет. И вот почему.
Формирование Сечи началось в середине 16 века. Согласно дошедшим до нас историческим документам, первым, кто из разрозненных банд и ватаг, обитавших на юге Речи Посполитой, сформировал войско, был Дмитрий Вешневецкий, литовский князь из рода Гедеминовичей. Как видим, далеко не украинец. Цель создания такого войска была одна – поставить заслон хищным отрядам крымского хана, которые разоряли и досаждали Речи Посполитой своими грабительскими набегами.
Для размещения нового войска Вешневецкий определил остров Хортица. Но, более того, московский царь увидел в действиях князя и для своего государства, поэтому стал всячески помогать войску деньгами и посылкой стрелецких отрядов. Собственно вот такая короткая историческая справка о начальном этапе формирования будущей казацкой вольницы.
Что же из себя представляла Сечь по этническому признаку? Ничего. Его просто – этого признака – не было. Выражаясь современным языком, это был первый в истории интернационал. На Запорожье мог прийти человек любой нации. Не случайно в ней оказывались и русские, и татары, и немцы, и даже испанцы. В общем, в сечевой среде не было понятия нации.
Главными условиями для принятия в Сечь было несколько правил: личная свобода, то есть человек не должен быть крепостным, слугой или рабом, ибо считалось, что рабское состояние искоренить не возможно, быть только православной веры. Если же пришедший был иной веры, то его обязательно крестили по православному обряду. В Сечи необходимо было общаться только на малоросском наречии и присягать на верность московскому царю, поборнику и заступнику православия во всем мире. Так что определить, каким народом были сечевые казаки, просто невозможно.
Ещё один фактор, который напрочь разрушает все доводы новоявленных украинских историков и политиков, это отсутствие четко выраженной территории проживания запорожцев. А для самоопределения народа – это один из самых важных факторов. Таковой у Запорожской Сечи не было.
Более того, за свою историю Сечь более пяти раз меняла свое место расположения. Кроме этого, народу присуще решение демографического вопроса. Но такового на Сечи просто быть не могло по той причине, что женщин туда вообще не пускали. А женатые казаки приезжали туда только на время. Их так и называли – «зимовые казаки», и селились они, и жили рядом с Сечью.
Поэтому в запорожской среде напрочь отсутствовали даже родоплеменные и соседско-племенные отношения, что является неотъемлемым фактором формирования любого народа или нации. Также, а это особенно отметить, при приеме в казацкое братство очень серьезно рассматривался сословный вопрос. Крестьян в казаки не брали.
А если учесть, что население тогдашней территории, на которой сегодня располагается Украина, было сплошь и ядом крестьянское, то, естественно, в запорожское «рыцарство» хлебопашцы не допускались.
Еще один факт, который полностью разрушает все попытки украинских псевдоисториков заявлять о прямой связи запорожских казаков в формировании современной украинской нации – это отсутствие государственности в Сечи. В ней не было ни четко выраженной правовой системы, ни элементарного законодательства, оформленного и закрепленного в печатных или рукописных источниках.
Все судебные процессы основывались на раннефеодальных обычаях. Ни законодательной и исполнительной власти, ни фискального органа, ни органа охраны правопорядка, поэтому сама по себе общностью людей не может существовать вне государства.
А что же тогда это было? В Европе такие формирования назывались рыцарскими Орденами. Но здесь, на Запорожье за несколько веков сформировалась уникальная общность людей разных наций, но с одной – православной – верой, и одним железным принципом – жизнь ради товарищей. Поэтому сегодня отождествлять запорожских казаков с каким бы то ни было, а тем более с украинским народом, - несусветная глупость.
И напоследок. Трагический финал Запорожской Сечи напрочь разбивает все, даже самые хлипкие, аргументы о запорожском народе. После взятия и разрушения Сечи генералом русской армии Текилеем, часть казаков ушла в Турцию, другая откочевала в местность между реками Буг и Днестр. Кому-то удалось бежать на Дон или еще дальше. Оставшиеся же казаки были пленены и проданы империей в крепостную неволю новым малороссийским помещикам.
Как отмечается в трудах историков, большая часть проданных в неволю запорожцев умерли. Оставшихся спустя десять лет выкупило правительство Российской империи, чтобы сформировать из них уже военное служивое сословие под именем Войска верных казаков Черноморских.
Бывшие запорожцы успешно воевали в русско-турецкой войне, покрыв себя неувядаемой славой. Брали крепость на острове Березань, были в авангарде частей русской армии при штурме Измаила, чем заслужили любовь и уважение императрицы и военачальников.
Таким образом, историческое Запорожье - не Украина, господам новоукраинским историкам и политикам следует поискать свои национальные корни в другом месте.
Александр Халдей