Стабильность на Украине и дипломатические ограничения стали главными темами визита Виктории Нуланд в Москву, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный научный сотрудник Института США и Канады, доктор экономических наук Владимир Васильев.
Сегодня завершился визит заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд в Москву. Прогресса в отношениях РФ и США достигнуто не было, на этого и не могло случиться, учитывая расстановку сил в российско-американских отношениях. Визит Нуланд имел тактические задачи, и некоторые из них были реализованы.
«Визит Нуланд я бы охарактеризовал выражением “плодотворный конструктивизм”. Смысл этого термина заключается в том, что стороны обменялись мнениями. Для РФ приезд американского представителя мог быть связан с ограничениями в отношении ряда наших дипломатов на поездки в Соединенные Штаты», – констатирует Васильев.
Нуланд ранее находилась в черном списке РФ как лицо, сыгравшее большую роль в украинских событиях 2013-2014 годов. Для того, чтобы данный визит состоялся, Нуланд была исключена из формуляра в обмен на симметричные действия США.
«Называлась фамилия директора департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Владимира Ермакова. С этого дипломата были сняты ограничения на въезд в США», – резюмирует Васильев.
Основная цель турне Нуланд для США заключается в прощупывании российской позиции по списку актуальных внешнеполитических вопросов.
«В США разлаживается механизм принятия единых решений во внешней политике. Традиционно таким центром является Белым дом и президент США вместе с аппаратом советника по внешней политике», – заключает Васильев.
Однако при Джо Байдене принятие внешнеполитических решений работает со сбоями при отсутствии согласованности действий. Даже в печати говорится, что министерство обороны, министерство юстиции и ФБР действуют по самостоятельной программе.
«Не исключено, что эта линия распространилась и на Госдеп США. Ведомству придется самостоятельно принять решения по вопросу дальнейшего развития российско-американских отношений», – констатирует Васильев.
В США нарастает проблемность по российскому направлению. Вашингтону непонятно, что делать с Москвой дальше. Ситуация складывается так, что Китай, а не Россия является главным приоритетом американской внешней политики.
«Все это заставляет американцев провести инвентаризацию отношений с РФ и найти новые акценты. Прежде всего, это вопрос Украины, и здесь важно заявление Нуланд о безальтернативности Минских соглашений», – резюмирует Васильев.
Заместитель главы Администрации президента РФ Дмитрий Козак сообщил, что Нуланд на переговорах подтвердила: урегулирование украинского кризиса возможно только при согласовании особого статуса Донбасса. По словам Козака, дипломат согласилась с тезисом, что без решения данной проблемы прогресса на Украине не будет.
Стороны договорились о дальнейших консультациях. К особым подвижкам это не приведет из-за позиции Киева, но ремарка Нуланд задает украинской стороне рамочные правила поведения по кризису в Донбассе. Американцы подтвердили, что проблема региона должна решаться исключительно мирным путем и на основе существующих соглашений.
«Это является косвенным свидетельством того, что Вашингтон не будет подталкивать Киев к сепаратным действиям, которые выходят за пределы "нормандского формата". Американцы хотели бы видеть конфликт на юго-востоке Украины в замороженном состоянии, чтобы он не создавал каких-то дополнительных трений и проблем в отношениях с Россией», – заключает Васильев.
Данный подход не исключает риски эскалации, но является позитивным знаком. Пока непонятно, насколько Госдеп может влиять на планы Киева по Донбассу, если на Украине действительно захотят воспользоваться военными инструментами.
«Учитывая характер Нуланд, ее амбиции и вес в выработке американского внешнеполитического курса на евразийском направлении, согласованные решения могут получить дальнейшее развитие в США», – констатирует Васильев.
В США существует другое мнение: «диалог с РФ вести бесполезно из-за того, что подвижек в политике Москвы не будет».
«Россия много раз декларировала, что не пойдет на уступки по ключевым вопросам, и намекнула США, что для улучшения диалога в первую очередь необходимо наладить коммуникацию в дипломатической сфере», – резюмирует Васильев.
Разговор идет об ограничениях для российских дипломатов на поездки в США, где расположены структуры ООН, а также на работу консульств. Американцы при Дональде Трампе начали войну с представительствами РФ, на что Москва ответила соответствующе.
«Нужно снять постоянно барражирующий вопрос по количеству дипломатов. Это главный приоритет современного диалога, на котором Россия хотела бы сосредоточить основные усилия», – заключает Васильев.