На фоне разрастающегося энергокризиса в Европе на восточном направлении произошло одно очень важное событие, которое имеет самое прямое отношение к событиям в Старом свете. Россия, Монголия и Китай подписали соглашение о строительстве нового трубопровода «Союз Восток», который должен стать продолжением «Силы Сибири-2». Зачем вообще «Газпрому» этот проект, если даже первая «Сила Сибири» вызывает множество вопросов по своей коммерческой эффективности?
Для верного ответа следует учитывать, что Россия объективно привязана к европейскому рынку сбыта. Именно в Западной Сибири находятся самые крупные разведанные запасы газа, именно в сторону ЕС уже выстроена огромнейшая сеть магистральных трубопроводов. Подписаны многолетние контракты на поставку «голубого топлива», которые обеспечивают львиную долю валютной выручки федерального бюджета. К слову, даже при желании так просто газовое месторождение, на котором уже началась разработка, не законсервируешь. Наши западные партнеры прекрасно все это знают и этим знанием пользуются, требуя от «Газпрома» скидки и просто позволяя себе хамские высказывания в адрес российской госкорпорации. Главный посыл – куда ж вы денетесь с подводной лодки?
И правда, куда? В качестве альтернативы ЕС у нас рассматривался Китай. В 2014 году с помпой было принято решение о начале строительства нового газопровода «Сила Сибири», который должен был продемонстрировать европейцам, что Россия может без них обойтись. К сожалению, все получилось не совсем так, как предполагалось.
С одной стороны, испугать Евросоюз не удалось, поскольку «Сила Сибири» использует в качестве ресурсной базы новые месторождения Восточной Сибири, а не Западной, от которой запитываются все эти трубопроводы «Ямал-Европа», «Северный поток» и прочие. Логика европейцев такова: чем вы нас конкретно собрались пугать? Западносибирский газ в ЕС фактически уже давно считают своим.
С другой стороны, Китай воспользовался непростым положением, в котором оказалась Россия после событий 2014 года, и выбил для себя максимальные преференции. Пекин не позволит протянуть «Силу Сибири» до своего восточного побережья, где сосредоточена вся промышленность КНР, ограничившись относительно малонаселенными северными регионами. Кроме того, на этом рынке сбыта у «Газпрома» имеются сильные конкуренты в лице Туркмении и Казахстана. Поэтому Китаю удалось добиться подписания долгосрочного договора о поставках российского газа с привязкой к нефтяным котировкам внутри самой КНР. В итоге «Газпром» вынужден продавать «голубое топливо» по цене на уровне 170 долларов за 1 тысячу кубометров, что вызывает слезы жалости на фоне европейских рекордов.
В общем и целом, «Сила Сибири» - это далеко не самый удачный энергетический проект. Так стоит ли тянуть вторую? Что это, какая-то газовая афера? На самом деле, «Сила Сибири-2» имеет вполне реальные шансы состояться, но при выполнении нескольких важных условий.
Первое. Ответвление «Силы Сибири-2» под названием «Союз Восток», с которого мы начали этот разговор, должно дойти до тихоокеанского побережья Китая, где сосредоточена вся промышленность КНР. Теоретически это даст возможность поставленный российский газ сжижать и развозить танкерами в соседние страны Юго-Восточной Азии. С учетом региональных цен, это все равно будет выгодно.
Второе. Ключевое отличие «Силы Сибири-2» от первой «Силы Сибири» - это то, что под нее будут задействованы западносибирские газовые месторождения. Те самые, с которых «голубое топливо» идет в ЕС, где от него брезгливо кривятся некоторые европейцы. Это уже упомянутые газопроводы «Ямал-Европа», «Северный поток», «Северный поток-2». Проектная мощность нового трубопровода должна составить 50 миллиардов кубометров газа в год. Для сравнения, через украинскую ГТС «Газпром» сегодня обязался прокачивать 40 миллиардов кубов ежегодно, проектная мощность трубопровода «Ямал-Европа» составляет 32,9 миллиарда кубометров, а у обоих «Северных потоков» - по 55 миллиардов кубометров газа в год.
Иначе говоря, запуск в строй «Силы Сибири-2» должен полностью осушить какой-то из газопроводов на европейском направлении. Вот это уже серьезно. На планы по снижению потребления «голубого топлива» в ЕС руководство страны вынуждено отвечать подготовкой к переброске маршрута поставок на альтернативное азиатское направление. Как инструмент экономического давления на западных партнеров новый трубопровод может оказаться весьма полезным.
Третье. Строительство «Силы Сибири-2» позволит параллельно газифицировать ряд российских регионов, до которых у «Газпрома» ранее не доходили руки. И это стоит только поприветствовать.
Таким образом, в условиях анонсированного глобального энергетического перехода практическая польза от второй «Силы Сибири» может оказаться несравненно выше, чем от первой.