Максим КОНОНЕНКО
Древнегреческий философ Платон писал так: «Гераклит говорит где-то: „все движется и ничто не остается на месте“. А ещё, уподобляя всё сущее течению реки, он говорит, что „дважды тебе не войти в одну и ту же реку“».
Эти слова не дают человечеству покоя уже две с половиной тысячи лет. То ли это просто фразеологизм, а то ли это даже софизм. Ведь даже если обстоятельства меняются в силу течения условной реки — то войти в нее дважды все равно иногда даже не можно, но должно.
Вот, например, регионы России наперегонки объявляют новый локдаун. Заболеваемость снова растет, мест в больницах всё меньше, закрываются места массового скопления людей и объявляются нерабочие дни. И вроде бы мы в который уже раз входим в ту самую реку, в которую уже входили весной и осенью и прошлого года. И летом нынешнего.
Но река вроде бы и та же, да все же не та. Во-первых, у нас есть вакцина. Во-вторых, у нас есть жизненный опыт. А в-третьих, у нас пропал страх.
И в этом третьем пункте и кроется основная проблема, о которой и говорил Гераклит. Мы перестали бояться коронавируса так, как мы боялись его в самом начале. Мы носили перчатки, в кармане у нас лежал антисептик, а некоторые даже ездили в масках за рулем собственных автомобилей. Я не выдумываю, я сам видел.
Теперь всё иначе. Я даже не говорю про перчатки и антисептик. Я даже не про то, что маски теперь не носят даже в метро. Но вот именно отсутствие страха перед неизведанным — это и есть результат течения реки времени. Люди не перестали умирать, каждую неделю мы получаем сообщения о том, что тот или иной известный человек не справился с коронавирусом. А ленты социальных сетей полны сообщениями о том, что с вирусом не справились родственники, друзья и знакомые. Но это перестало шокировать. Это стало обыденной реальностью. Страшной реальностью — но именно что обыденной. Люди перестали бояться коронавируса так же, как они не боятся инфаркта или инсульта. Или, не дай бог, онкологического заболевания. Чему быть — того не миновать. Так думают люди. И именно в этом состоит главная проблема борьбы с эпидемией.
Потому что, в отличие от вышеперечисленных мной страшных недугов, с коронавирусом справиться можно. И для этого не надо соблюдать диету, заниматься бегом и избегать канцерогенов. Для этого надо просто сделать прививку. Но — всем. Каждому.
И тогда не будет больше локдаунов. Откроются рестораны и концертные залы. Не надо будет больше носить маски. И одной причиной смерти людей станет меньше.
И слова Гераклита снова обретут свою силу — мы больше не будем входить в эту реку.