Как-то очень неудобно получилось у главы европейской дипломатии Жозепа Борреля с Молдовой. Тут одно из двух – либо Жозеп соврамши, либо молдаване его очень жестоко подставили
Совсем недавно, комментируя провал переговоров по газовому контракту между «Газпромом» и Молдовой, господин Боррель поведал страшные вещи. Мол, Россия самым наглым образом шантажирует Молдову на этих переговорах, выдвигая откровенно политические требования. В частности – российская сторона якобы требовала от Молдовы отказаться от проевропейского курса и даже вступить в Таможенный союз. Вот тогда Молдова получит и газ со скидкой, и долги ей все простят. Откуда господин Боррель это взял – загадка. Но есть два варианта.
Первый – из публикации авторитетного издания Financial Times. Но вы же понимаете, что «авторитетные издания» сейчас зачастую выдают информацию уровня жёлтых газетёнок. Времена такие, всё равно никто проверять не будет, тем более источник такой именитый.
Второй вариант – из уст молдавского премьера Наталии Гаврилицы, которая приезжала в Брюссель клянчить у Евросоюза денег на газ, потому что своих у Молдовы не было. Видать, чтобы разжалобить еврочиновников, она и наплела там эту историю о «российском давлении». Возможно, в этом был и небольшой вариант шантажа – мол, не дадите денег, то тогда точно подадимся в Таможенный, ибо деваться нам некуда. Так что, если хотите сохранить проевропейскую либеральную Молдову и не отдать её в лапы русского медведя – придётся раскошеливаться.
Надо отметить, что раскошеливаться в Брюсселе не особо спешат. Тем более на ту сумму, что запросила Молдова – что-то около 800 миллионов евро. И дали всего шестьдесят. Утешительный приз, так сказать.
Но в нашем мире всё очень быстро меняется. Походили молдавские чиновники по газовому базару, поспрашивали газа у поляков, украинцев и даже голландцев и с прискорбием убедились, что газа дешевле, нежели в России им нигде не найти. И всё-таки решили подписать контракт на российских условиях. Нет, не политических. Политики там никакой не было – одна чистая экономика. Газ дешевле нынешней рыночной цены в два раза, но придётся отдавать 700 миллионов долларов долга. Но по любому это гораздо выгоднее, чем предлагали другие продавцы.
И вот тогда-то пошли откровения. Президент Молдовы Майя Санду рассказала, что очень довольна новым газовым контрактом и благодаря ему энергетический кризис в Молдове можно считать оконченным. А также и то, что переговоры с «Газпромом» проходили конструктивно, в деловой обстановке и… никакого политического давления и требований не было и в помине.
А затем и вице-премьер Молдовы Андрей Спыну, который непосредственно участвовал в переговорах и заключении контракта, подтвердил слова Майи Санду о том, что никаких политических условий российская сторона Молдове не ставила.
Конечно, сейчас вряд ли кто-нибудь спросит у господина Борреля, что он имел в виду, когда говорил о политическом давлении. Журналисты задают исключительно политкорректные вопросы, а такой вопрос можно назвать даже провокационным. Ну соврал и соврал, что теперь? В первый раз, что ли? В конце концов враньё касалось России, а это фактически индульгенция. И вовсе не является грехом по меркам бушующей информационной войны.
Ну и ладно. Но мне интересно другое – а как можно вообще вести дела и договариваться о чём-то с такими господами? И иногда прекрасно понимаешь выражение лица Сергея Лаврова, который регулярно общается со всем этим паноптикумом и знает их всех как облупленных. Вот уж честно – не позавидуешь человеку.
А в причинах вранья Жозепа Борреля можно и не разбираться. Сам по себе случай показательный и вовсе не уникальный. И пора бы уже к этому привыкнуть, но как-то эти персонажи всё равно умудряются удивлять каждый новый раз.
Голос Мордора