Стремление усидеть на нескольких стульях и непомерные амбиции все чаще приводят Турцию к ситуациям, когда приходится выбирать между плохим и очень плохим вариантом. До недавнего времени Китай оставался для турков одним из немногих крупных партнеров, с кем отношения еще не были основательно подпорчены. Но ничто не вечно под Луной.
Анкара давно уже взяла на себя роль защитников уйгурского меньшинства в Синьцзяне, и до некоторых пор ей удавалось и с Пекином не ссориться, и радовать население, переживающее за «угнетаемых» в Китае единоверцев. Но так долго продолжаться не могло. Группа из родственников задержанных или пропавших без вести уйгуров в Китае подала целый мешок заявлений в прокуратуру Турции, обвинив в общей сложности 112 китайских правительственных чиновников в совершении геноцида, преступлений против человечности, пыток и изнасилований в СУАР.
Под номером один в списке — Си Цзиньпин (!), далее по списку — бывший глава парткома КПК Синьцзян-Уйгурского автономного района Чэнь Цюаньго, и другие товарищи. В общей сложности прокуратура Турции приняла заявления от 19 лиц, в том числе турецких граждан. К процессам подключились представители различных политических партий Турции, юристы-правозащитники, должностные лица турецких общественных организаций, журналисты и представители уйгурских организаций, а также Human Rights Watch.
Теперь от турецкой системы правосудия ожидают, что она выдаст ордера на арест всех 112 китайских чиновников (включая Си Цзиньпина) и предаст их суду за предполагаемые преступления. Насколько это все соответствует возможностям Турции — большой вопрос, но подавших заявления и поддерживающих их это не волнует.
Теперь для властей Турции наступил полный цугцванг (говоря шахматным языком, это положение, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции). С одной стороны, на Эрдогана будут оказывать дополнительное давление из-за этого кейса, с другой — реакцию Китая на любые «неправильные» решения турецкой системы правосудия представить себе достаточно сложно.