Несколько дней российский фондовый рынок штормило. Акции многих крупных российских компаний существенно упали в цене, а курс доллара наоборот, заметно вырос. В связи с чем многие мои читатели спрашивали: «А что это вообще было?».
Процесс на самом деле понятный и легко объяснимый. Более того, никак не связанный с реальной ситуацией в российской экономике.
В Конгрессе США находится на рассмотрении несколько проектов антироссийских санкций (я читал три таких законопроекта, возможно, есть и ещё). Почти все они предполагают введение ограничений на взаимодействие американских компаний и банков с облигациями российского государственного долга и инвестиции во многие российские стратегические компании и банки – включая «Газпром», «Роснефть», «Сбер», «ВТБ» и так далее (на самом деле всё самое «вкусное», прибыльное и надёжное).
Соответственно, под угрозой введения таких ограничений американские банки и корпорации вынуждены закрывать свои позиции на российском рынке уже сейчас. Потому что если эти законопроекты будут введены и санкции будут введены, то им придётся избавляться от российских активов в экстренном порядке, а это значит, что с ещё большими сопутствующими потерями. Собственно, за эту неделю они и так много потеряли, потому что были вынуждены распродавать свои акции в спешке (но, как говорит древняя индейская мудрость, проблемы американских ковбоев российского оперуполномоченного не волнуют).
Во-первых, в результате этого существенно сократилась доля американского участия в российском госдолге (а помните, сколько было панических заявлений, что «Американцы владеют нашими долговыми обязательствами! Как бы чего не вышло!» и где все их авторы теперь?).
В принципе тут и не могло быть никаких проблем, потому что российские запасы – как в ЗВР, так и в ФНБ – намного больше госдолга и позволяют выплатить его хоть целиком в любой момент.
Во-вторых, американские компании и банки вынуждены были распродать свои пакеты акций с существенной скидкой (или, как сейчас модно говорить, «с дисконтом» – ибо срочно). Потери их на этих операциях составили по некоторым позициям от 10 до 15%. Пусть скажут за это «спасибо» своим американским политикам.
Как всегда говорит коллега Иван Данилов, «Лучшее время для покупки активов – во время паники».
В-третьих, и облигации госдолга, и акции на Московской бирже западные компании продавали за рубли. И чтобы вывести эти деньги, их нужно было перевести в доллары. Что, естественно и предсказуемо, вызвало ажиотажный спрос на валютном рынке – и заметное подорожание доллара. Ситуативное, разумеется.
То есть второй раз, ещё до 10% от объёма своих активов, американские компании потеряли уже на конвертации вырученных рублей в доллары.
Причём коллега Дмитрий Голубовский, аналитик «Золотого монетного дома», утверждает, что последним крупным американским игроком, выводившим свои активы из России, был банк «J.P. Morgan». Этот процесс завершён и больше скидывать акции или закупать доллары в большом объёме некому.
Мы всё уже проходили неоднократно. У кого хорошая память, должны это помнить. И в 2014 году, во время введения первой волны санкций из-за Крыма, и в последующем происходило примерно то же самое. Это уже третья, если не четвёртая такая волна.
После каждой такой волны цена на акции возвращается к предыдущим значениям, а курс доллара стабилизируется. Если не верите – поднимите архивы и графики, посмотрите.
Александр Роджерс