Что делать и куда бежать? Такие вопросы все чаще задают украинцы во Львове и в Днепре, в Киеве и Запорожье. Два месяца военной накачки со стороны западных и родных СМИ не прошли даром, серьезно затронув психику политиков, коммерсантов, студентов, пенсионеров. Вот только страхи у всех разные.
Бизнесмены крупного и мелкого разлива опасаются, что в Украину после вторжения придет и российский бизнес, который захватит все прибыльные рынки, потеснив бывших владельцев. Атошники страшатся ответственности за совершенные военные преступления. Политики – судьбы Чаушеску. Соросята боятся, что все билеты на самолет раскупят и придется цепляться за шасси, как их коллегам в Афганистане. Ну, а сторонники всех майданов дрожат за свои шкурки, новые дома, прибыльные должности и прочие «ништяки», полученные в результате участия в переворотах. Те же, у кого нет денег, недвижимости, гектаров земли просто скупают консервы и картошку: особенно после публичных заявлений Зеленского о том, что не стоит паниковать и бежать в магазины за спичками и гречкой. Сказать, что полки магазинов обносят, было бы неправдой: продукты в магазинах есть, хотя цены на еду растут каждый день.
«У ритейла сейчас очередной «новый год» и фантастические продажи туалетной бумаги, гречки, картошки масла и консервов», - уверяет один из менеджеров торговой сети «Фоззи», пожелавший сохранить анонимность. Аптеки тоже пожинают урожай: фармацевты признают, что запасы валокордина, валидола, гидазепама, антидепрессантов раскуплены на три месяца вперед. Украина буквально лидирует по закупкам антитревожных препаратов…
Особо неуютно чувствуют себя местечковые элиты. Они понимают, что никто на Западе даже не задумается об их судьбе, и не попытается спасти. Поэтому все представители местных властей – начиная от голов сельсоветов и заканчивая мэрами крупных городов – сидят на чемоданах.
По сведениям представителей крупных турагенств невероятно вырос спрос на туры в теплые страны: кто побогаче – валит в Вену, средний сегмент вывозит семьи в ОАЭ, Турцию. На месяц-два раскуплены хорошие отели и виллы. При этом торговцы зарубежной недвижимостью говорят, что ежедневно украинцы покупают в Стамбуле более 100 квартир – готовят запасные аэродромы. Такая же ситуация с жильем наблюдается в Австрии, Хорватии, Черногории, Чехии – украинцы вкладывают средства в местную недвижимость. Гастарбайтеры зовут к себе родных: «Если объявят всеобщую мобилизацию, то уеду к детям в Чехию», – пишет Калина Григорик. Особый ажиотаж наблюдается на Западной Украине, где каждый второй работает в Польше, Италии, Германии. Родственники заробитчан буквально ломятся через границы, опасаясь «вторжения Путина». Пограничники говорят, что самые большие «заторы» - на границах Венгрии и Польши.
«Послов Канады, Британии, США вывозят. Родственников дипломатов эвакуируют, бизнесменам советуют срочно покинуть Украину. А нам что, оставаться? Видимо, ситуация и вправду опасная, раз такого уровня людей отправляют домой», - рассказывает одна из жительниц Львова. Сама она жалуется на то, что коммунальщиков герои АТО учат стрелять, бросать гранаты и рыть окопы в мороз, но уверена, что эти «знания» мало кому пригодятся – патриоты намерены бежать, а не давать отпор «оккупантам».
К слову, нардеп от ОПЗЖ Илья Кива записал видео, где сообщил о том, что сессии ВР в ближайшие недели не будет.
«Заседания парламента отменили – якобы в связи со вспышкой «Омикрона». И это при том, что 99% депутатов вакцинированы, а страна сейчас, как никогда нуждается в бесперебойной работе ВР – как высшего органа государственной власти. Карантины, отпуска, перерывы преступны и являются саботажем. Депутаты должны работать в режиме 24\7 и принимать оперативные решения, от которых зависит будущее Украины. Но – нет. Партия власти решила, что надо отдохнуть до 15 февраля. Я убежден, что именно это время предоставлено для эвакуации семей «слуг народа» и их самих. Для верхушки подготовлены самолеты на пригородных аэродромах. Они бегут из страны, оставляя нас расхлебывать дерьмо, что они натворили», – заявил политик.
Страхуются и отечественные бизнесмены: скупают доллары, как горячие пирожки. Если раньше валюту из страны выводили инвесторы, западный капитал и спекулянты ценными бумагами (ОГВЗ), то теперь их ряды пополнили представители украинского бизнеса. Доллар перешагнул отметку в 29 гривен, и частично это связано с «парижской встречей» представителей нормандской четверки.
«Бизнесу стало ясно, что зарабатывать на войне, как это было все 8 лет, уже не дадут. Придется сворачивать все схемы, особенно контрабандные, слезать с потоков и вывозить награбленное на Донбассе. У кого - это стиральная машинка и авто, а у кого-то - предприятия и чемоданы налички», – отмечает эксперт Сергей Саливон.
Но хуже всех приходится ветеранам «русско-украинской войны». Если верить слухам, то больше всего «киборги» боятся поставок вооружения РФ непризнанным республикам, информация об этом уже пошла в массы. Одно дело получать награды, льготы и выплаты за «сражения на Донбассе» и геройствовать в тылу, и совсем другое – натолкнуться не просто на вооруженный отпор, но и на месть тех, кого ВСУ и добробаты 8 лет уничтожали за их политическую и гражданскую позицию. «Атошники в панике. Многим некуда бежать. А у большинства просто нет денег, чтобы схватить семью и уехать из Украины», – подтверждает Владимир Карасев.
Среди предпринимателей и обывателей центральных районов Киева, а также на рынках, офисных курилках и барах в связи с анонсированным «вторжением» ходят слухи и происходят малоадекватные действия, о которых пишет блогер Евгений Чурсин: «Знакомые работающие на самом верху (в ОП, в Кабмине, в Киевской мэрии, разных министерствах или ВР) уже вывозят (вывезли) свои семьи сами приготовили тревожный чемоданчик и ждут часа «Ч». «Есть информация от знакомого (родственника, друга, кума, свата, брата) работающего (в Генштабе, полиции, прокуратуре, нацгвардии, СНБО) что все очень серьезно, возможны даже бомбежки и танковый поход на столицу. Надо быть начеку и готовым к бегству или поселению в бомбоубежище». «Мы закупили 10 мешков картошки, 10 мешков макарон, 20 кг сахара и перевезли их в арендованный на три месяца дом в 50 км от Киева, там пересидим». «Купили 5 20-литровых канистр бензина, храним, потому что это первое что пропадет в случае активных боевых действий».
Затронул общий психоз и школы, особенно после недели минирований учебных учреждений, которые прокатились по всем городам Украины. Детей эвакуировали в спешном порядке, оставляли полураздетыми на морозе, учителя в панике вызывали родителей в школы. Естественно, через пару дней было «донесено» пропагандой, что минирование школ – дело рук Путина. Надо сказать, что большинство киевских преподавателей свято уверены в том, что «Россия нападет в феврале». Напомним, что именно учителя во время майданов водили учеников «поддерживать революцию». А сейчас они то проводят уроки по сбору тревожного чемоданчика, то требуют от учеников ходить в вышиванках, которые являются оберигом от «путинского вторжения» - как и флажок на аватарках патриотов.
«Классная руководительница моей дочери, бабка в маразме в 62 года упаковала чемоданчик и с ужасом ждет 21 февраля. Сказала, что уедет в Германию», - рассказывает киевлянка Настя Новак.
Вообще, на пенсионеров сильней всего подействовала военная истерия, звучащая из каждого утюга. «Каждый день приходит пожилая соседка, плачет, просит капли успокоительные. Боится вторжения России, говорит, что помнит немецкие танки, а теперь такие же танки, только из РФ, пройдут по родной земле. Почти не спит, бессоница, тревога. Просит купить ей муку и свечи. Я ей предлагаю выключить телевизор, ответ один: журналисты и президент врать не будут», - написала в соцсетях жительница Запорожья.
«Пошли сегодня с отцом платить за коммуналку. В Ощадбанке пожилая женщина с изумлением (видимо, только пришло в голову), произносит: а зачем платить за квартиру, если скоро Путин нападет и ее разбомбит?», - рассказала реальную историю блогер Инга Кирюхина. Впрочем, скоро, количество жаждущих российского вторжения станет прямо пропорционально росту задолженности по ЖКХ. А долги за коммуналку у людей огромные, сумма задолженности перевалила за 70 миллиардов гривен.
Примечательно, что на «противоположной стороне» все спокойно – никто не паникует, не слушает пропаганду из «зомбоящика», сахар скупает по мере необходимости и наслаждается паникой «борцов с российской агрессией».
«Для тех, кто по-прежнему верит в войну, скажу: у меня в доме есть подвал, крепкий, бетонный, сойдёт вместо бомбоубежища. Я готов там разместить на неопределенный срок двух - трёх барышень репродуктивного возраста, незамужних, пьющих, раскованных. Мы найдём чем скоротать долгие зимние вечера, ожидая вторжения, которого не будет», - написал на своей странице в ФБ столичный предприниматель Александр Меламуд.
«В моем окружении все спокойны, как слоны, никто никуда не бежит, флагами на аватарках Путина не изгоняет», - отмечает журналист Ирина Гаврилова. «Наши депутаты уже пишут заявления в «Единую Россию», - шутит одессит Максим Рычинский.
«В Украине раскупили караваи, соль и рушники. Причины ажиотажа неизвестны…» - эта фраза стала новым интернет-мэмом у адекватников.
В общем, военная истерия традиционно расколола страну на два противоположных лагеря. В одном создают партизанские отряды, покупают карабины и очищают бомбоубежища. В другом – наблюдают за истерикой патриотов и бегством представителей бизнеса и власти, злорадно потирая руки.