На Западе происходит пересмотр отношения к странам бывшего СССР
Стереотипное представление о том, что наиболее успешными из постсоветских государств являются три страны Балтии как единственные вступившие в НАТО и Евросоюз, уходит в прошлое. Зато приходится признавать рост и достижения новой России. Лидирующее положение России на постсоветском пространстве и в Восточной Европе сегодня — вердикт не «российской пропаганды», а аналитиков США, которые ставят «образцовую» Прибалтику в конец своих рейтингов.
Деловой журнал U.S. News & World Report — один из ведущих еженедельных журналов США — известен в первую очередь своими рейтингами: системой ранжирования стран, бизнес-корпораций, университетов, медицинских центров. Одним из наиболее известных и востребованных рейтингов U.S. News & World Report является ежегодный рейтинг лучших стран мира. Этот рейтинг широко используется в сравнительном страноведении.
Рейтинг рассчитывается на основании опроса 17 тысяч экспертов по всему миру, которым было предложено оценить страны, по которым они владеют базовой информацией, по ряду критериев. К 10 критериям относятся качество жизни, деловая среда, социальная защита, культурное влияние, динамичность развития и другие.
По этим критериям происходит ранжирование 78 стран, затем вычисляется среднее арифметическое, прибавляются объективные показатели вроде объема валового внутреннего продукта (ВВП) или суммы прямых инвестиций в экономику, и таким образом определяются лучшие страны мира.
Ежегодные опросы U.S. News & World Report очень интересны в плане вечнозеленых постсоветских дискуссий о том, к каким результатам кто пришел за 30 лет после распада СССР.
Опрошенные американцами эксперты признают безоговорочное преимущество России над всеми прочими частями бывшего СССР, а также «Новой Европой» — бывшими странами восточного блока.
Российская Федерация не просто опережает центральноазиатские республики или бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы — в рейтинге лучших стран мира она находится в совершенно иной весовой категории. В общем зачете Россия занимает 24 место — рядом с Ирландией, Австрией, Арабскими Эмиратами, Индией и Бразилией.
Для сравнения, среди других бывших советских республик Эстония занимает 57-е место, Латвия — 64-е, Литва — 67-е, Украина — 71-е, Казахстан — 72-е, Узбекистан — 73-е, Беларусь — 75-е.
Подобные экспертные выводы подтверждают слова тех, кто говорит, что термин «постсоветское пространство» давно неадекватен реальности.
Россия оторвалась от своих соседей — других бывших участниц «союза нерушимого» — и играет сегодня в куда более высокой лиге, чем Украина, Казахстан или страны Прибалтики.
Последние, между прочим, при всей своей снобистской риторике, что они не постсоветские, так в этой постсоветской лиге и остались. Опять же, это выводы аналитиков США. Литва со своим 67 местом недалеко ушла от Украины с ее 71-м — даром, что член Евросоюза и НАТО.
Устоявшиеся стереотипы о том, кто из бывших республик СССР эти 30 лет развивался «правильно», кто — «неправильно», и кто для кого является путеводной звездой, эталоном и образцом, приходится корректировать. Россия в рейтинге лучших на много позиций обгоняет не только «прогрессивные» страны Прибалтики, но и Польшу (43 место), на которую ориентируют Украину и Беларусь, и Румынию (63 место), на которую равняют Молдову.
Однако про страны Балтии нужно сказать особенно. Вся их постсоветская история построена на мифе об «истории успеха», согласно которому Литва, Латвия и Эстония являются эталоном демократической модернизации, которая сделала их полноправными членами западного «элитного клуба» и поставила на недосягаемый уровень по отношению к другим бывшим участникам СССР, даже отдаленно не приблизившимся к прибалтийским «успехам».
Рейтинг лучших стран мира от U.S. News & World Report ставит эту мифологию под очень большой вопрос. Да, страны Прибалтики опережают большинство других бывших советских республик, но незначительно.
Во-первых, они находятся в одной группе: 64 место Латвии, 66-е — Азербайджана, 67-е — Литвы, и 73-е — Узбекистана — это не про полноправных членов «элитного западного клуба». Во-вторых, отрыв от них России огромен и непреодолим.
Россия является неоспоримым лидером «постсоветского пространства», а страны Балтии плетутся далеко позади — сегодня это выводы не «российской пропаганды», а аналитиков США.
Можно возразить, что нельзя сравнивать несравнимое. Резонно. Где Россия и где Прибалтика по уровню, к примеру, военной мощи?
Сравнивать нужно по тем показателям, по которым сравнивают себя с Россией сами «патриоты» балтийских стран. Они постоянно подчеркивают, что Эстония, Латвия и Литва хотя несравнимо слабее и меньше великой восточной соседки, зато богаче, благополучнее, культурнее, чем «рашка, которая загибается от водки под забором».
Они высчитывают свой ВВП так, чтобы в пересчете на душу населения он в любом случае оказался выше российского. «Козыряют» своими зарплатами — самыми высокими в бывшем СССР, деликатно умалчивая о своих ценах и тарифах ЖКХ. Апеллируют к всевозможным западным рейтингам благополучия.
Отлично, апеллируем и мы. Рейтинг качества жизни от U.S. News & World Report: Эстония — 48 место, Латвия — 50е, Литва — 56-е, Россия — 31-е. Россия — лидер. Предпринимательство: Эстония — 45-е место, Латвия — 55-е, Литва — 48-е, Россия — 22-е. Снова Россия — лидер, причем неоспоримый. Хотя и проигрывает странам Балтии в рейтинге открытости для бизнеса.
Однако самые впечатляющие показатели обнаруживаются в рейтингах культурного влияния и того, что американцы назвали Movers: «прогнозируемый будущий рост страны с точки зрения валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности». Иначе говоря, позитивная динамика, перспективы.
По этим двум критериям страны Балтии — одни из худших в мире.
Латвия занимает предпоследнее, 77-е место по показателю культурного влияния, и 78-е место (последнее) по перспективам. Литва — последнее, 78 место в мире по культурному влиянию и 76-е — по перспективам. Культурное влияние Эстонии — 73-е место в мире, и 72-е — перспективы.
Что это значит? Три страны Балтии за постсоветские 30 лет ничего не дали миру, и мир о них ничего не знает. Да и как иначе, если из этих стран «свалило» большинство молодых, активных, творчески мыслящих жителей? От того и перспектив нет. Какие могут быть перспективы у вымирающих стран?
Теперь сравним с Россией. Культурное влияние России — 28 место в мире, перспективы — 11 место.
Все же понятно?
Нескончаемые потоки русофобии из Прибалтики связаны не только с политическим заказом из-за океана, но и с искренней ненавистью к России, которая порождена черной завистью и столкновением своей мании величии с комплексом неполноценности.
Жизнь опровергла прибалтийские мифы о своей «успешности» и «загибающейся» России. И не только жизнь. Американцы, вон, тоже опровергают.
Александр Носович