Максим КОНОНЕНКО
В мире всё преходяще. И всё возвращается. Кто-то уходит, а кто-то приходит на его место. Но чаще бывает и так: кто-то уходит, а потом возвращается на свое то же самое место.
Вот, скажем, интересная история случилась с немецкой сетью магазинов OBI. Если кто не знает, эти магазины торгуют товарами для хозяйства и напрямую конкурируют с другой сетью магазиной для хозяйства — французской Leroy Merlin. И вот на фоне всего происходящего сеть OBI объявила о закрытии своих магазинов в России. А Leroy Merlin не объявила. И продолжила работать. А тут как раз весна наступает и дачники начинают закупаться всем соответствующим. Leroy Merlin торгует, а OBI смотрит. А потом берет и тихо открывает свои магазины. Без всяких объявлений.
Еще смешнее получилось с сетью Burger King. Оказалось, что по условиям франшизы владелец бренда не может закрыть рестораны в России. Мы, конечно, верим в эти заверения владельцев, но реальность такова: MacDonalds не работают, а их основные конкуренты BurgerKing работают и переманивают клиентуру. Впрочем, несколько ресторанов MacDonalds в отдаленных от центра страны регионах тоже работают.
Но на первом месте в нашем сегодняшнем хит-параде ушлости финская компания Fazer, которая решила просто сменить юридическое лицо. Теперь она будет называться ООО «Хлебный дом», а продавать будет всё то же самое, что и раньше. Потому что рынок не тетка. Рынок — это территория борьбы. И уходить с нее просто так — значит сдаться.
Adidas ушел, а Nike остался. Heineken объявил о том, что передаст бизнес новому владельцу — и давайте вместе с вами угадаем, кто выберет этого владельца и с кем он будет связан. Carlsberg тоже объявил об уходе из России и продаже заводов «Балтика» — и давайте снова вместе с вами угадаем, кому будут проданы эти заводы и с кем они будут связаны. Конечно, ни одна, ни другая компании не захотят уступать российский рынок друг другу и абы кому.
И вот о чем все эти процессы нам с вами говорят?
Во-первых, они говорят нам о том, что Карл Маркс во многом был прав.
А во-вторых, они говорят нам о том, что не сами эти компании принимали решение уйти с российского рынка. Уходить они не хотят и они, разумеется, не уйдут.
И всё образуется.