Иллюстрация: marinetraffic.com.
Танкеры с российской нефтью, от которой отказалась Европа, идут в Китай из портов Балтийского моря. Их меньше, чем судов, следующих с сырьем в Индию, но еще больше танкеров, которые не указывают конечную точку доставки в Азии. Пекин решил пополнить российской нефтью стратегические запасы страны.
По данным навигационного портала Vesselfinder, два нефтяных танкера, которые следуют из балтийского порта Приморск, показывают конечной точкой следования Китай — порт Циндао на восточном побережье страны. Оба судна могут перевозить 1,2 млн баррелей нефти. Дорога займет у танкеров полтора месяца, и в Китай они прибудут в конце июня.
Судя по данным навигационных порталов, порт Циндао традиционно получает российскую нефть из дальневосточного Козьмино. Но его мощности ограничены. В то же время Bloomberg и Reuters со ссылкой на источники сообщают, что Китай наращивает закупки в России и планирует пополнить ее сырьем стратегические резервы страны. Собеседники агентств рассказали, что переговоры ведутся на правительственном уровне без непосредственного участия нефтяных компаний.
Vortexa Analytics прогнозирует, что морской импорт российской нефти в Китай вырастет до почти рекордных 1,1 млн баррелей в сутки в мае, тогда как в первом квартале он составлял 750 тыс. баррелей в сутки.
Сколько российской нефти может идти сейчас из балтийских и черноморских портов России в Китай, неизвестно. Известно, что много нефти, от которой отказались в Европе, закупает Индия. И мимо берегов Европы проходят к Суэцкому каналу по пути в Индию сейчас 10 танкеров с грузом не менее 6 млн баррелей. Они следуют в Сику, Вадинар, Мундру и Вишакхапатнам, куда планируют прибыть с конца мая до 20 июня.
Еще 12 танкеров следуют из Усть-Луги и Приморска в Азию, но не указывают конечную точку назначения. Суда приводят транзитные точки — Суэцкий канал или расположенный рядом Порт-Саид.
Всего, по данным Vesselfinder, из балтийских портов направляются сейчас в Азию 27 танкеров с российской нефтью и нефтепродуктами.
24 февраля Россия начала спецоперацию на Украине, и Запад ввел беспрецедентные санкции. Источники западных деловых агентств сообщали, что российская нефть торгуется со скидкой до $ 40 за баррель. При этом текущая стоимость в $ 112 позволяет и более высокие транспортные расходы. В бюджет страны закладывали стоимость черного золота немногим выше $ 40 за баррель, а компании рассчитывали на $ 60.
Как сообщалось, вчера, 19 мая, пока страны Евросоюза не могут согласовать введение нефтяного эмбарго России, поставки продолжаются. По данным навигационного портала Vesselfinder, 16 танкеров с нефтью и нефтепродуктами из России указывают по АИС, что находятся в портах ЕС или на их якорных стоянках. Еще 34 идут в страны Евросоюза из российских портов в Балтийском и Черном морях — Балтийска, Высоцка, Приморска, Мурманска, Усть-Луги, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Туапсе — и с Кавказа.
В течение 10 дней они могут доставить в ЕС 20 млн баррелей.