Прибалтийские политики в состоянии истерики повторяют западным союзникам по НАТО, что специальная военная операция РФ на Украине (СВО) — это новое возрождение Российской империи. Россия обрела былую мощь и снова продвигает свои границы в Восточной Европе. Тем, кто такое заявляет, не хватает мозгов, чтобы включить голову и осознать простой факт, что расширения РФ на запад никогда бы не было, если бы НАТО не расширялось на восток.
На Западе много лет пытались отрицать, что последнему руководителю СССР Михаилу Горбачеву давались неформальные обещания о нерасширении НАТО в обмен на сворачивание Организации Варшавского договора, вывод советских войск из ГДР и объединение Германии в формате поглощения восточной ее части западной.
Факт существования данных обещаний подтверждают и архивные документы, и западные ветераны большой политики. Так, например, 43-й президент США Джордж Буш-младший проговорился об этом в разговоре с российскими пранкерами. О наличии таких договоренностей также свидетельствуют рассекреченные стенограммы переговоров, телеграммы и дипломатические депеши, которые опубликовал Архив национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона.
Корни специальной военной операции на Украине уходят в глубину тех исторических переговоров лидеров НАТО и Горбачева. Предпосылки «российской агрессии» нужно искать не в «имперских амбициях» Путина, а в десятилетиях агрессивного приближения военной инфраструктуры НАТО к границам РФ.
Запад нарушил свои формальные и неформальные обещания. В 1997 году был подписан Основополагающий акт Россия — НАТО, в котором стороны отказывались считать друг друга противниками, а на территории новых стран — членов Альянса вблизи российских границ не должно было быть военных баз. Сегодня во всех концептуальных документах НАТО Россия значится вероятным противником на восточных границах блока, а в Румынии и Польше развернуты системы противоракетной обороны, которые позволяют бить по территории РФ «томагавками».
В Прибалтику «для защиты от России» завозятся наступательные вооружения. Танки, БМП, военный спецназ. Наступательные вооружения. «Для защиты». В Польше, Эстонии, Латвии и Литве расквартированы меняющиеся раз в полгода ротационные батальоны. Для России они даже хуже, чем постоянные базы НАТО: Североатлантический альянс одну за другой прогоняет группы военных через учения у российских границ с целью освоения потенциального театра военных действий.
С 1999 года по сегодняшний день в НАТО были приняты Чехия, Венгрия, Польша, страны Прибалтики, Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Албания, Хорватия, Черногория, Македония. Сейчас в него в экспресс-режиме пытаются запихнуть Швецию и Финляндию.
Планы расширить НАТО на Украину стали публично озвучиваться с 1990-х годов. В 2008 году на Бухарестском саммите Грузии и Украине обещали в перспективе членство в рядах Североатлантического альянса. После государственного переворота 2014 года нейтральный статус в Конституции Украины заменили курсом на вступление в НАТО. Базы блока, замаскированные под учебно-тренировочные центры, появлялись в последние годы на Украине и без ее формального членства.
Во всех этих фактах — объяснение «имперского рецидива» России: воссоединение с Крымом, признание республик Донбасса, теперь вот интеграция с Херсоном и Запорожьем, да и специальная военная операция на Украине как таковая. Без расширения НАТО на восток не было бы расширения России на запад. Российская Федерация была бы совершенно другой. Даже во главе с Путиным. И Путин был бы совершенно другим. Таким, каким он пытался быть до Мюнхенской речи. В то время он отказался от советской базы на Кубе и первым из мировых лидеров выразил соболезнования американскому народу после терактов 11 сентября.
Запад должен был быть другим, чтобы Россия была другой. Не заявлять о «победе в холодной войне», а признать факт, что ее участники отказались дальше воевать, вышли из окопов и побратались. Не расширять НАТО к границам России, а создавать в Европе многостороннее и неделимое пространство безопасности.
Вместо этого Запад год за годом предпринимал меры к тому, чтобы к «победе в холодной войне» добавить окончательный разгром и раздел России. И тем закалил ее и не оставил других вариантов, кроме как в условиях враждебного окружения создавать зону безопасности на западных границах. И снова становиться империей.
Александр Носович