Бывают события, которым придают немыслимую огласку, а на самом деле их значение если и не ничтожно, то очень незначительно.
Но намного реже происходит то, что вроде никем не замечено, но на самом деле носит совершенно революционный характер, и переворачивает полностью всю привычную схему действий.
Таким событием, на мой взгляд, стал Указ президента Российской Федерации № 440 об упрощении получения российского гражданства.
Казалось бы, этих шагов и шажочков по упрощению было бессчетное множество, действительно украинцам значительно сократили путь к российскому паспорту, и фактическое приравнивание всех украинцев к жителям Донбасса и освобожденных территорий – всего лишь еще один шаг.
А это не шаг, а полная революция.
Что ограничивало поток жителей Донбасса к заветной корочке?
Необходимость получения перед этим паспорта ДНР и ЛНР, очереди за которыми растянулись на многие месяцы.
Что являлось препятствием для жителей Донбасса, которые жили уже в России? Необходимость иметь какой-то статус пребывания в России – РВП, ВНЖ или временное убежище, чтобы получить их, нужно было иметь место регистрации или миграционного учета, для ВНЖ подтвердить достаточный доход и т.п.
Все, кто оформляли в миграционном ведомстве такие бумажки, знают, какие немалые траты нервов, времени и денег нужно было понести на этом пути. Особенной формой издевательства было требование иметь регистрацию по месту жительства. За регистрацию, например, у родственников и друзей, если вы там фактически не проживали, ваши благодетели могли попасть под огромный штраф или даже уголовное дело. А хозяева жилья, где проживали эмигранты, панически боялись делать регистрацию, хотя бы потому что штраф за ее отсутствие был в сто раз меньше, чем за фиктивную регистрацию.
Несколько известных судебных дел, например, с бабушкой в Тверской области, прописавшей у себя из жалости семью беженцев из Донбасса, и получившей штраф в 200 тысяч рублей, надолго отбили возможность подобного проявления сочувствия у тысяч людей.
Казалось бы, больше всего повезло крымчанам – они получили гражданство по факту проживания в Крыму. Но и среди них было огромное количество бедолаг, которые, проживая в Крыму, не удосужились официально там прописаться – россияне не знают, что на Украине регистрация была никому не нужна ни при устройстве на работу, ни для устройства ребенка в школу, ни даже при обращении в больницу.
А потом эти бедолаги пошли через суды и апелляции, доказывая свою принадлежность к Крыму, а многие так и не доказали, и проходили стандартный многоступенчатый тяжелейший путь к российскому гражданству на протяжении нескольких лет.
И вот теперь полный переворот в сознании – ничего этого теперь не требуется.
Никому теперь не нужно неделями стоять в коридорах миграционного управления, просто, чтобы записаться на прием к инспектору на подачу документов для РВП и ВНЖ.
Не нужно искать друзей, чтобы занять десятки и сотни тысяч рублей, чтобы показать инспектору счет в банке, подтверждающий доход.
Не нужно просить депутатов или общественные организации, чтобы они ходатайствовали о получении временного убежища.
И, о чудо, не нужно искать друзей, знакомых или очень добрых квартирных хозяев, чтобы получить регистрацию или встать на миграционный учет по месту пребывания.
Нужно только иметь паспорт гражданина Украины и миграционную карту, которую выдают каждому при пересечении границы. И все – можно подавать на российский паспорт.
Нужно сказать, что Указ выписан очень хорошо. Он не оставляет зазоров и крючков для чиновничьих уловок.
В каждый необходимый пункт указа об упрощении, выпущенном для жителей Донбасса, добавлено уточнение в списке обоснований - миграционная карта, наравне с РВП, ВНЖ и ВУ.
Для тех, у кого нет регистрации, добавлено уточнение – в случае отсутствия регистрации документы подаются ПО МЕСТУ ФАКТИЧЕСКОГО ПРОЖИВАНИЯ.
Это выглядит настолько революционно, что даже не верится.
Однако на сайте МВД есть подтверждающее разъяснение.
«Граждане Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики или Украины, находящиеся на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в любой территориальный орган МВД России по месту фактического проживания (при отсутствии у них регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации). Для этого необходим минимальный пакет документов – паспорт, документы, подтверждающие отсутствие заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и миграционная карта.»
Фактически осталось одно требование – получить медицинский сертификат об отсутствии опасных инфекций, который выдают в медицинских центрах.
В чем же революционность?
В течение 20 лет миграционное законодательство России создавало перед переезжающими сюда людьми фактически непреодолимые барьеры в виде требования подтверждения доходов и наличия места для регистрации. Когда высота этих барьеров перешла рамки разумных, начали пытаться вводить какие-то калиточки и щели в заборах в виде программы переселения соотечественников и программы для носителей русского языка. Несмотря на немалое число беженцев из Донбасса и Украины, миграционный прирост в последние три года уже не покрывает демографическую убыль населения.
И вот теперь даже не ворота открыли, а просто одним махом снесли все заборы. Пока для украинцев.
Многие из переселившихся в последние годы в Россию, со вздохом зависти узнавали, что в 90-е годы переселенцам из Средней Азии хотя бы не было проблем получить российский паспорт, поскольку людоедское миграционное законодательство заработало с начала 2000-х годов.
Да что говорить, мой сын и племянник, поступившие в 90-е годы в Бауманку из Украины, после достижения 18 лет пошли в милицию, написали заявления и через три месяца получили подтверждение о приобретении ими российского гражданства.
Вот сейчас трудности даже меньше, чем в 90-е.
Тогда нужно было хотя бы прописаться в России, а сейчас и этого не нужно.
Последствия этой революции огромны, хотя пока не осознанны и не осмыслены.
С социальной позиции – решена проблема трудового бесправия украинских беженцев и переселенцев, мы же знаем, как неохотно берут на работу людей без гражданства. Украинцы могут получить гражданские права в России за 2-3 месяца.
Но главный результат – политический.
Все украинцы ПРИЗНАНЫ ФАКТИЧЕСКИМИ РОССИЙСКИМИ ГРАЖДАНАМИ, КАК ВСЕ КРЫМЧАНЕ, если только они сами этого пожелают такими стать.
Сочувствую российским спецслужбам, которые проводят проверку подавших на гражданство.
Но радость от политического решения проблемы куда больше.