В сети появились данные Генштаба ВСУ согласно которым потери украинских войск составляют 191 тысячу убитыми и ранеными.
Соотношение между убитыми и ранеными не указано. Неясно и то, какие именно раненые посчитаны - тяжелые или все вместе. Но поскольку речь идет о потерях, скорее всего указано число раненых, которые были эвакуированы с фронта и отправлены на лечение.
В общем, 191 тысяча бойцов ВСУ так или иначе выбыла из состава и в данный момент не принимает участия в боевых действиях. Какая-то часть из них сможет еще вернуться на фронт. Но не все.
И это только потери ВСУ, в них не входят потери нацгвардии, к которой относились такие подразделения как Азов, Айдар и прочие нацбатальоны. Наверное не входит в них и тероборона.
Кроме этого, в указанную 191 тысячу не входят пропавшие без вести и дезертиры. Об этом в докладе прямо сказано. А таких немало. И еще туда не входят сдавшиеся или попавшие в плен.
То есть 191 тысяча - это только бойцы, которые либо ранены и отправлены на лечение, либо погибли и похоронены.
А погибших ВСУ далеко не всегда забирают с поля боя, предпочитая считать их пропавшими без вести, сдавшимися в плен или просто дезертирами. Главная причина этого даже не в том, что при отступлении и потере позиций бывает некому и некогда забирать трупы. Российские войска и народная милиция готовы передавать тела погибших украинской стороне. Но сам Киев не заинтересован в этом.
Большое количество погибших не только портит статистику, дурно влияет на общественное мнение и вредит мобилизации, но еще и нагружает и без того дефицитный бюджет, потому что за каждого погибшего полагается выплачивать компенсацию его семье. А за пропавшего без вести и тем более дезертира платить не нужно.
Поэтому у Киева есть целая куча причин не забирать с поля боя погибших бойцов, не обращаться за их телами к российской стороне или народной милиции республик, а просто считать их пропавшими без вести или дезертирами.
Сколько таких "непосчитанных" погибших, которые считаются пропавшими без вести или дезертирами - неизвестно, но счет скорее всего идет на десятки тысяч. В одном только Мариуполе погибло несколько тысяч бойцов ВСУ, которых никто не забирал. В Лисичанске больше тысячи. В каждом освобожденном городе Донбасса осталось около тысячи погибших украинских солдат. В некоторых больше.
К этому надо добавить военнопленных, которых на данный момент накопилось почти 10 тысяч.
И еще неизвестное количество настоящих дезертиров, которые сбежали или отказались отправляться на передовую и были арестованы. А отказов в последнее время было немало, отказывались целыми подразделениями.
В начале июня по заявлению американского генерала Стивена Твитти из ВСУ "загадочным образом исчезли" 200 тысяч бойцов. Скорее всего это были как раз дезертиры и "виртуальные солдаты" - те, кто откупился в военкомате уже после того как был включен в списки.
Первоначальная численность ВСУ составляла 280 тысяч.
Это вместе со всеми штабными, тыловыми, инженерными и прочими службами, со связистами и кадровиками.
Сколько призвано в ходе мобилизации - точных данных нет, зато в том же самом докладе Генштаба про потери в 191 тысячу есть данные по укомплектованности.
Укомплектованность ВСУ находится на уровне 43-48%
Это означает, что общая действительная численность ВСУ на данный момент составляет 120-140 тысяч.
Неправдоподобно мало?
Мобилизационный потенциал страны обычно составляет 10% от населения. Для Украины это должно быть 3-4 миллиона. Если учесть, что мобилизация идет уже несколько месяцев и дошло до того, что повестки вручают на пляжах и автозаправках, то хотя бы миллион должен быть мобилизован уже по-любому.
Давайте считать:
140 тысяч в строю.
190 тысяч убитые и раненые по данным Генштаба.
200 тысяч "загадочным образом исчезли" (дезертиры).
Почти 10 тысяч находятся в плену.
И еще какое-то количество погибли и считаются пропавшими без вести, дезертирами или пленными, сколько таких неясно, но предположим 50 тысяч.
Суммируем - получается 590 тысяч.
Если учесть, что это данные только по ВСУ, а есть еще нацгвардия и тероборона - все сходится.
Численность нацгвардии и теробороны первоначально оценивалась в 300 тысяч бойцов, то есть примерно столько же, сколько было первоначально в ВСУ (280 тысяч).
590 тысяч + 300 тысяч НГ и ТО - получается почти миллион.
Вот он тот самый миллион, распределился по ВСУ, нацгвардии и теробороне. И внутри каждого формирования поделился на убитых, раненых, дезертиров, пленных и оставшихся в строю в разных пропорциях.
В ВСУ скорее всего наибольшая пропорция убитых и раненых, потому что их бросали в бой в приказном порядке. В теробороне скорее всего наибольшая пропорция дезертиров, потому что с дисциплиной там как во всяком ополчении "не плохо, а очень плохо".
В нацгвардии скорее всего наибольший процент оставшихся в строю, потому что нацгвардия - это в основном заградотряды, которые стоят позади войск и когда войска погибают, заградотряды тикают в тыл. Плюс патрули, которые в тылу поддерживают порядок, ловят призывников для мобилизации, ищут предателей.
Поэтому все сходится.
Не нужно забывать, что 3-4 миллиона это только теоретический мобресурс Украины, практический в несколько раз меньше.
После начала спецоперации от 5 до 7 миллионов беженцев перебрались в Европу. 3 миллиона в Россию. Это те, которых посчитали. Некоторые переехали к родственникам, не отмечаясь в качестве беженцев. Поэтому суммарно Украину покинули около 10 миллионов граждан. И это в основном молодежь и люди среднего возраста, то есть как раз ядро мобресурса. Старики преимущественно остались дома.
Довоенная численность Донбасса - около 8 миллионов жителей. Вместе с Херсонской и Запорожской областями получается 10 миллионов.
Поэтому на контролируемых Киевом территориях остается примерно 20-25 миллионов граждан, не больше.
И доля молодых людей среди оставшихся на подконтрольной Киевом территории сейчас намного меньше, чем до войны, а доля стариков наоборот больше.
Поэтому мобилизационный потенциал Украины сейчас не 10% населения а в лучшем случае 8%.
Таким образом, мобресурс Украины на контролируемых Киевом территориях в настоящее время 1,5 - 2 миллиона.
Из них 1 миллион уже "в деле" - призван, ранен, погиб, дезертировал, попал в плен, пропал без вести или как раз находится в строю.
Остается от 500 тысяч до миллиона тех, которых теоретически еще можно призвать, но практически это сделать очень сложно, потому что одни старательно скрываются от призыва и поди найди их, а других призвать нельзя, потому что они либо служат в полиции, либо являются чиновниками, либо работают в критически важных отраслях.
И все это косвенно подтверждается теми, кто попадает в плен.
Если посмотреть на пленных резервистов, попадавших в плен в последние месяц-два - среди них почти нет крепких молодых мужчин, в основном дядьки среднего и старше среднего возраста, некоторые даже предпенсионного. Одни тощие, другие толстые, некоторые вообще больные, некоторые вообще не должны считаться годными к службе.
Думаете ВСУ таких резервистов набирает и бросает на передовую от хорошей жизни?
Если бы на Украине действительно был готовый к призыву мобресурс в 2-3 миллиона, то не пришлось бы отправлять на передовую больных и стариков.
И укомплектованность 43-48%, указанная в докладе Генштаба, тоже говорит о больших проблемах с мобилизацией.
Было бы 2 миллиона годных к службе граждан - набрать 200-300 тысяч молодых и здоровых, чтобы укомплектовать войска до 100% - не составило бы труда.
Всех, кого было легко и просто поймать и поставить в строй - уже поймали, призвали и поставили.
Получился примерно миллион, из которого 190 тысяч уже ранены или убиты официально, 200 тысяч "загадочным образом исчезли" (дезертиры), 140 тысяч находятся в строю ВСУ, 300 тысяч находились в строю нацгвардии и теробороны (некоторые тоже погибли или сбежали), 10 тысяч в плену и какое-то количество погибли, но так и остались на поле боя, Киев решил их даже не считать чтобы не платить компенсации родственникам.
Таким образом, в распоряжении ВСУ сейчас около 140 тысяч бойцов.
И еще какое-то количество призывников сейчас проходят обучение. Они есть, но боевые подразделения из них еще не сформированы.
И какое-то количество из тех 300 тысяч, которые были в составе теробороны и нацгвардии, тоже остаются в строю. Сколько именно - неизвестно. Предположим тоже половина, как и в ВСУ.
Значит общая численность ВСУ/ВФУ на данный момент около 300 тысяч - вдвое меньше, чем была первоначально.
К этому добавятся призывники, которые сейчас проходят обучение. И раненые после излечения и реабилитации. Наверное тысяч сто, вряд ли больше. Но пока они встанут в строй - потери ВСУ возрастут, потому что война продолжается и украинские войска несут потери каждый день.
Это значит, что соотношение сил между ВСУ/ВФУ и союзными войсками (ВСРФ/НМ) сейчас составляет уже 2:1, а на передовой постепенно приближается к 1:1.
В начале спецоперации это соотношение было 3:1.
Соотношение сил почти сравнялось. При этом качественный состав ВСУ/ВФУ ухудшился, вместо опытных бойцов, погибших за прошедшие месяцы, в строй поставили призывников без опыта и зачастую без мотивации.
Ухудшилось и техническое оснащение ВСУ.
Потеряно до 90% тяжелого вооружения первоначального состава. Западные поставки не компенсировали даже половины потерь.
В том же докладе Генштаба ВСУ отмечается, что существует даже нехватка стрелкового оружия и бронежилетов, а западная техника нуждается в ремонте из-за износа и повреждений. Возможности для ремонта и обслуживания техники стран НАТО на территории Украины отсутствуют - нет специалистов и комплектующих.
Возможно по всем перечисленным причинам ВСУ так и не пошли в наступление на Херсон, которое так долго обещал Зеленский.
Некому идти в наступление.
В распоряжении ВСУ около 140 тысяч "строевых" войск, которыми можно командовать. И это на все направления - Харьков, Донбасс, Запорожье, Херсон / Николаев. Одесса. Киев.
Тероборону можно использовать в обороне, отправлять в окопы и на удержание укрепрайонов. Да и то подразделения теробороны идут на передовую крайне неохотно, некоторые наотрез отказываются. Использовать их в наступлении совершенно бесполезно, это вооруженный колхоз, а не армия.
Нацгвардию можно использовать как заградотряды, но в первых рядах на врага эти "гвардейцы" не пойдут. Они же "цвет нации", им погибать нельзя.
Поэтому все, что могут делать ВСУ, имея 140 тысяч регулярных войск в прямом подчинении с сильным недостатком тяжелых вооружений - это пытаться держать оборону в укрепрайонах и подбрасывать каждый день на фронт по тысяче резервистов чтобы компенсировать ежедневные потери.
И продолжать ловить по всей стране уклонистов и дезертиров, ту же тысячу в день, чтобы наскоро обучить и бросить на передовую, на место выбитых частей.
Но так же, как западные поставки техники не компенсируют даже половины потерянной, отправляемые на передовую призывники без опыта тоже не компенсируют потери кадровых войск и особенно командного состава.
И это подтверждается одним из последних случаев, когда группа пленных украинских солдат сообщила, что на их позиции не было не только офицеров, но даже сержантов, только группа призывников без опыта, которая сдалась в первом же бою, когда к ним в окоп залетела граната.
И укрепрайоны в Донбассе, которые Киев строил целых 8 лет, тоже постепенно уничтожаются и захватываются. Когда они закончатся - удерживать фронт будет намного труднее.
Поэтому если за прошедшие 5 месяцев спецоперации укомплектованность ВСУ снизилась до 43-48%, а численность с 280 до 120-140 тысяч, и общая (вместе с ТО/НГ) примерно так же - тогда еще через 5 месяцев в строю останется... наверное один только Генштаб и сотрудники военкоматов.
Правда где-то остается еще от 500 тысяч до миллиона уклоняющегося от призыва мобресурса, но чтобы поставить его в строй нужно начать поквартирный и подомовой обход всей Украины. И заглянуть во все амбары и погреба, а там можно и лопатой по голове получить. Поэтому на отлов одного призывника нужно будет отправлять сразу трех сотрудников. И еще не факт, что они вернутся. Можно попытаться отправить на войну всех чиновников и полицейских, но это тоже непросто, небезопасно и скорее всего не реализуемо, особенно на Украине.
Так что адмирал Ставридис скорее всего окажется прав со своим прогнозом завершения спецоперации через 4-6 месяцев.
К концу года не только в США пройдут промежуточные выборы в Конгресс и демократы потеряют власть, а в Европе закончится газ и нужно будет договариваться с Москвой чтобы не околеть, но еще и в ВСУ закончатся украинцы. И воевать будет просто некому.
Война до последнего украинца - это же не обязательно когда все украинцы должны исчезнуть насовсем. Достаточно чтобы закончились украинцы в составе ВСУ.
ПиСи...По другим оценкам, потери вооруженных сил Украины на сегодняшний день составляют более 85 тыс. человек убитыми и около 180 тыс. ранеными...