Как осваивать бюджетные миллиарды
19 августа 2022 года военно-воздушные силы США выдали пяти ведущим американским аэрокосмическим компаниям контракты на сумму $975 млн каждой на разработку двигателей для перспективного истребителя шестого поколения. Контракты получили компании General Electric, Pratt & Whitney (в партнерстве с Raytheon Technologies), Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Контракты включают разработку, постройку и испытания прототипов двигателей и рассчитаны до 2032 года.
Пять гигантов военно-промышленного комплекса должны на конкурсной основе разработать перспективный двигатель для истребителя шестого поколения. Адаптивный или иначе трехконтурный турбореактивный двигатель, который значительно расширяет возможности боевых самолетов, разрабатывается компаниями General Electric Aviation и Pratt & Whitney уже 15 лет. Весной прошлого года GE Aviation сообщила, что испытания нового двигателя успешно завершены. В ходе тестирования силовая установка якобы показала характеристики, соответствующие расчетам на этапе проектирования.
Однако в начале августа сего года стало известно, что ВВС США отказались от этих двигателей, хотя обе компании громко выражали свое несогласие с таким решением.
Буквально за несколько дней была обнародована новая программа разработки адаптивного авиадвигателя и выданы соответствующие контракты.
Американских аналитиков удивило, что три из пяти получивших контракты компаний (Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman) никогда двигатели не разрабатывали и не строили. Такое решение может означать лишь утрату доверия к General Electric Aviation и Pratt & Whitney, впустую потративших время и деньги.
Разработка адаптивного авиадвигателя – часть более широкой программы по созданию истребителя шестого поколения (NGAD). Эта программа, по мнению независимых военных аналитиков, тоже не внушает оптимизма.
Внимательно изучив контракты пяти оборонных корпораций, военный портал Defense One опубликовал разгромную статью Multibillion Engine Deals Show Air Force Wants to Maintain Three Future Warplane Makers, в которой выразил серьёзные сомнения в отношении того, «насколько реально продвинулась программа создания американского истребителя шестого поколения, ранее подававшаяся официальными лицами как находящаяся на весьма продвинутой стадии».
Обозревателя Defense One возмутила ложь военных: «В 2020 году самолёт характеризовался как «полномасштабный летный демонстратор, который уже летал в физическом мире». Якобы этот самолёт побил много рекордов. А в конце весны текущего года министр ВВС США Фрэнк Кендалл заявил, что «самолет все еще разрабатывается и не готов к массовому производству». Кендалл объяснил выделение миллиардных контрактов пяти оборонным корпорациям стремлением уберечь промышленную базу военной авиации от уничтожения, но без надежды на быстрые успехи.
Если разработка истребителя шестого поколения находится пока в зачаточной стадии, с чем остаются американские ВВС?
Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor будет постепенно выводиться из эксплуатации, начиная с 2023 года, из-за проблем с эксплуатационными характеристиками. «Небольшое количество F-22, малая дальность, устаревшая авионика, крайне низкая дальность и неспособность эффективно взаимодействовать с современными боевыми средствами, равно как и отсутствие у него возможностей боя за пределами видимости, серьезно ограничивают его потенциал», – сообщает американский военный портал Military Watch Magazine.
Издание указывает, что соперник F-35, российский истребитель пятого поколения Су-57, «уже отметился на украинском театре военных действий подавлением средств ПВО противника и точечными ударами за пределами видимости, а F-22 таких возможностей лишён».
Фактически F-22 Raptor не пригоден к использованию в условиях боевых действий. В мае 2012 года тогдашний глава Пентагона Леон Панетта серьезно ограничил полёты F-22 из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, вызывающих удушье пилотов. Самолёту запрещено совершать длительные перелёты, они обязаны находиться в зоне досягаемости аэродромов базирования. F-22 также запрещено подниматься выше 7,6 тысячи метров. Считается, что на этой высоте при возникновении признаков удушья пилот еще может успеть снизиться на пару километров, чтобы снять маску и дышать воздухом в кабине.
В боевых действиях F-22 участвовали лишь на сирийском ТВД в 2014 году, где они гоняли по пустыне боевиков, не имеющих систем ПВО. Упрощенный вариант «Раптора», F-35, в массовом порядке идёт на экспорт, но в боевых действиях в условиях сильной ПВО противника не участвует. Единственный раз, когда такое случилось, F-35 ВВС Израиля был подбит древним советским ЗРК С-200, находившимся на вооружении сирийской ПВО, сообщает портал The Drive. Отмечается, что Израиль больше не будет использовать F-35 в боевых вылетах в Сирии, так как «этот дорогой и новейший американский самолет является для Израиля деликатной темой и рисковать машиной более не станут».
Помимо прочего, многочисленные конструктивные дефекты F-35, уже ставшие притчей во языцех, до сих пор не устранены. Выпускающая эти истребители корпорация Lockheed Martin не устранила в машине 871 дефект, который был обнаружен ранее, сообщает Bloomberg. По данным агентства, ряд неисправностей относятся к «категории 1», что ставит под угрозу безопасность пилота. Тем не менее концерн продолжает изготавливать бракованные истребители, программа их производства поддерживается и в конгрессе, и в администрации.
Сейчас у Lockheed Martin возникли финансовые трудности, так как на выпуск запланированных 2700 истребителей компании не хватает нескольких миллиардов долларов. Пентагон и решил помочь бракоделам из Lockheed Martin, подбросив им, а заодно и еще четырем монстрам американского ВПК по миллиарду.
Таким образом, наряду с провалом проекта эсминца-невидимки «Замволт» и громадным отставанием от мирового уровня в танкостроении, оказалось, что далека от своего рекламного облика и американская боевая авиация.
Лишившись, как мы писали, грамотных инженеров и техников, американскому ВПК остаётся лишь осваивать бюджетные миллиарды.
ВЛАДИМИР ПРОХВАТИЛОВ