Он спит в машине, делает покупки в соседнем городе. Кукурузное поле используется в качестве туалета. Те, кто купили уголь вчера, провели в очереди ровно одну неделю. - Теперь придется отсчитывать две недели, - говорит водитель, который только что загрузился.
Длинная очередь автомобилей перед Богданкой (угодная шахта) начинается возле указателя "Продажа угля-1,7 км".
- Судя по тому, что они говорят, это семь дней, - говорит г-н Рафал. Он уже третий раз приезжает из района Фирледж за углём. - Когда я был там 2 августа, это заняло у меня два дня. 12 августа это заняло 2,5 дня, и теперь я был шокирован, когда мне сказали, сколько времени это займет.
Он подготовлен - есть матрас, одеяло, покрывало. Он также знает, что "нужно тщательно следить за очередью". - Я не торгую, все для себя. У меня есть сушилка и всего 9 тонн угля", - подчеркивает он.
Столбы, стойки и 2 000 за место
В очереди стоят грузовики, фургоны, тракторы с прицепами, легковые автомобили. Есть один кемпер, есть садовый зонтик, несколько пляжных стульев. Чем дальше от входных ворот, тем меньше тени, больше солнца, и атмосфера становится все менее и менее похожей на пикник.
Мы слышим от автомобилистов о "столбах", "отставших", ночных очередях и все более высоких тарифах за место. Еще весной оно стоило 800 злотых. Сегодня говорят о 2 000. В разговорах с водителями чаще всего упоминается именно эта сумма. - Охрана уже немного разогнала их, - признаются опытные очередники.
Конрад, работник Козеницкой электростанции, неделю «отдыхал в Богданке»: — Я смеялся над женой, когда мы стояли у лужи, что хоть у воды будем, — шутит он.
- Какие истории здесь происходят! Мужик оставил пакетик и с документами полетел к воротам. Он вернулся, а пакетиков уже не было. Улетело пять тысяч!
- Второй фермер стоял в очереди пять дней, чтобы ему сказали, что вы уже брали уголь в мае, поэтому больше брать нельзя. А раньше нельзя было ему сказать?!
Другими наиболее частыми комментариями к ситуации являются «катастрофа», «драма», «бойня». Жалобы на "бюрократию", работает только один желоб, слишком большой перерыв между сменами, отсутствие воды, мусорных баков и туалетов.
- Хорошо, что хоть эти ивы есть. И кукуруза. Крестьянин справится, а женщина?
Дочь просит, дедушка должен
Веслав Мазур, учитель математики техникума № 1 в Хелме, неделю провел в фургоне. От въездных ворот его отделяет всего один грузовик и тягач с прицепом.
- Я спал в машине, другого выхода нет, - улыбается он, - Но в субботу я был дома. Уезжал за провизией и еще некоторыми документами. Я вернулся в воскресенье.
В очереди «профессор» встречает многих своих учеников. Его нынешние ученики сегодня сдают выпускные экзамены. - Это мой отпуск. Мне будет что вспомнить, - смеется он. И добавляет: - Я позвонил на шахту раньше, спросил, сколько нужно стоять. Они сказали мне, что максимум два дня.
Красный трактор Wlodymirec, за рулем 70-летний Ян из Савина. У него одноосный прицеп и телега.
- Я уже взял себе, теперь я за дочку стою, - поясняет он. - У меня не было достаточно денег, иначе я бы взял все сразу. Но больше трех тонн взять не смогу.
В первый раз все прошло довольно быстро. - В среду я приехал около 5 утра, к вечеру пятницы был уже 20-м. Прошёл по счастливой случайности, потому что перед окончанием смены охранники отводят таких, как я, в начало очереди.
Он вернулся на шахту вчера около 4 часов утра. На рассвете он был в очереди 137-м, его коллега Хенио из Руда-Хуты - 133-м. Они оптимистично надеются попасть за ворота на следующей неделе, во вторник.
- Я стою за восьмерых, поэтому мы чередуемся", - говорит коллега.
Господина Яна никто не подменяет. Но 70-летний старик не жалуется. - Хорошо, что у меня есть плита, и я могу хотя бы сварить себе чашку кофе. Но когда дочь просит, дед не может бросить. Вы должны пойти.
Что говорит шахта?
Водители скрупулезно подсчитывают, сколько машин в день въезжает за ворота, охраняемые охранниками (20-25), сколько длится перерыв (один час), сколько валов работает (один). И они боятся изменений, о которых объявляют охранники ("здесь больше не будут стоять легковые машины").
В шахте есть свои расчеты. - 22 августа мы обслужили 135 семей в две смены. Перерыв составляет полчаса, 13:30-14, и является логистическим перерывом, связанным с переходом на другую смену. Оба желоба открыты; один - для угля типа горох, другой - для угля типа орех", - говорит Дорота Хома, пресс-секретарь компании "Любельски Венгель Богданка". - Изменения понедельника - это не более чем обозначение мест, где могут стоять машины, независимо от того, машины это или нет, у каждого в очереди должен быть регистрационный бланк.
Компания также обещает дополнительные туалеты и мусорные баки. - Пока этого достаточно, но в связи с динамично меняющейся ситуацией будем реагировать. В настоящее время очередь также останавливается на дороге общего пользования. Не исключаем, что будем обращаться за постановкой корзин и туалетов туда, - подчеркивает он.