Недалеко от берлинского аэропорта Темпельхоф нацистской эпохи Петер Энгельке устанавливает новые ворота безопасности на своем складе из-за опасений по поводу того, что отчаявшиеся люди украдут его запасы. Драгоценным активом, подверженным риску, являются дрова.
Действия Энгельке отражают растущее беспокойство по всей Европе, поскольку континент готовится к дефициту энергии и, возможно, отключениям электроэнергии этой зимой. Взрывы на «Северном потоке» являются последним признаком критического положения региона, поскольку Россия сокращает поставки. ( На самом деле сама Европа отказалась от поставок, но читателя Блумберг об этом знать не должны Мои Прим)
На саммите в Праге в пятницу лидеры Европейского союза не смогли договориться о ценовом ограничении на газ на фоне опасений, что любой такой шаг может угрожать поставкам в регион. До 70% европейского отопления поступает из природного газа и электроэнергии, а с резко сокращенными поставками из России древесина, уже используемая примерно 40 миллионами человек для отопления, стала востребованным товаром.
Петер Энгельке рядом с грудой древесных гранул на складе своей компании в Берлине, 5 октября.
Фотограф: Кристиан Бочи/Блумберг
Цены на древесные гранулы во Франции почти удвоились до 600 евро за тонну, и есть признаки панических покупок самого основного в мире топлива. Венгрия даже зашла так далеко, что запретила экспорт пеллет, а Румыния ограничила цены на дрова в течение шести месяцев. Между тем, доставка дровяных печей теперь может занять месяцы.
Помимо опасений по поводу дефицита, энергетический кризис усиливает всплеск расходов на проживание, а инфляция в еврозоне впервые достигла двузначных цифр в сентябре. Бедные домохозяйства по всему региону все чаще сталкиваются с выбором между отоплением и другими предметами первой необходимости.
«Теперь как в старые времена, когда люди не отапливали весь дом», - сказал Ник Снелл, управляющий директор британского оптового розничного продавца дров Certainly Wood. «Они сидели вокруг костра, использовали тепло от печи или открытого огня и ложились спать. Этой зимой этого будет намного больше».
Эта тенденция привела к буму спроса на Gabriel Kakelugnar AB, производителя высококачественных изразцовых печей стоимостью в среднем 86 000 шведских крон (7 700 долларов США). Печи могут держать комнату в тепле в течение 24 часов из-за ее сложной конструкции с использованием различных каналов, которые удерживают и распределяют тепло.
«Во время пандемии люди начали больше инвестировать в свои дома. Теперь это, конечно, обострилось», - сказал Йеспер Свенссон, владелец и управляющий директор компании, которая находится менее чем в часе езды от крупнейшего ядерного реактора Швеции.
Заказы выросли более чем в четыре раза, и теперь клиентам приходится ждать доставки до марта, по сравнению с четырьмя неделями год назад.
Изразцовая печь Кунгсхольма от Gabriel Kakelugnar AB.
Источник: Габриэль Какелуньяр АБ
Для многих европейцев ключевой проблемой является то, чтобы сделать все возможное, чтобы оставаться в тепле в ближайшие месяцы. Беспокойство становится все более насущным по мере приближения зимних холодов, а отчаяние в жаре может создать проблемы со здоровьем и окружающей средой.
«Мы обеспокоены тем, что люди просто сожгут то, что они могут получить в свои руки», - сказал Роджер Седин, глава отдела качества воздуха в Шведском агентстве по охране окружающей среды, предупреждая о плохой вентиляции и попытках сжечь мокрые дрова. «Мы можем видеть очень высокий уровень загрязнения, когда у вас есть люди, сжигающие древесину, которые не знают, как это сделать правильно».
Твердые частицы могут оказаться глубоко в легких и вызвать сердечные приступы, инсульты и астму, сказал он, добавив, что риск особенно острый в городских районах.
«Вам нужно думать о своих соседях», — сказал Седин.
Неопытность также очевидна в Германии, где ассоциация трубочистов страны имеет дело с потоком запросов на подключение новых и старых печей, а клиенты спрашивают о сжигании конского навоза и других непонятных видов топлива.
Есть также признаки панической скупки. Во Франции Фредерик Койрье, главный исполнительный директор Poujoulat SA, которая производит дымоходы и производит древесное топливо, сказал, что некоторые клиенты купили две тонны древесных гранул, когда обычно достаточно менее одной тонны, чтобы топить год.
«Люди отчаянно нуждаются в древесине, и они покупают больше, чем обычно», - сказал Тронд Фьортофт, основатель и генеральный директор норвежского продавца древесины Kortreist Ved. «Обычно это происходит, когда начинает холодать», — говорит кто-то, о, мы должны заказать немного дерева». В этом году это началось в июне» — примерно в то время, когда Россия сократила поставки газа.
В Берлине кризис создает тревожные отголоски запустения после Второй мировой войны. Из-за нехватки топлива жители тогда вырубили почти все деревья в центральном парке Тиргартен для отопления.
В то время как берлинцы сейчас не впадают в такие крайности, опасения по поводу того, чтобы оставаться в тепле, широко распространены. Энгельке не только установил дополнительные защитные ворота для защиты бревен, угольных брикетов и мазута, ему также пришлось прекратить принимать новых клиентов.
«Мы с большой тревогой смотрим вперед на зиму», - сказал он.