Если хочешь нанести действительно болезненный удар, делать это надо неожиданно. Когда противник не готов. А не как "коллективный запад" (за что ему даже спасибо). Потому что пока они сначала угрожают и пугают, а потом месяцами обсуждают и согласовывают мы получаем время на подготовку.
Что и произошло с нефтью. О том, что с 5 декабря вступает в силу полное эмбарго на морские перевозки "чёрного золота" мы знали ещё с лета. Поэтому на протяжении оставшегося времени шла активная подготовка. Две основные проблемы (танкеры и страхование) постепенно решаются. И если с танкерами, действительно, могут быть в моменте некоторые проблемы (на 15-20% морского экспорта нефти), то со страхованием грузов всё максимально просто. Теперь этим занимаются русские компании.
Собственно, основная неприятность для нас и была бы именно в первое время. Однако ситуация повернулась иначе. Российские морские перевозки сырой нефти на прошлой неделе подскочили до пятимесячного максимума – 3,6 млн баррелей в день, самого высокого уровня с начала июня. Вырос и средний показатель за четыре недели, достигнув максимального значения с августа. Причём наибольшее увеличение было в отгрузках на танкерах, которые не показывают конечный пункт назначения.
То есть та просадка по экспорту, с которой мы на некоторое время могли бы столкнуться сразу после введения эмбарго, уже компенсировались. Более того, уже сейчас обкатываются различные варианты обхода западных рестрикций.
К примеру, корабли, перевозящие нефть из России, становятся более осторожными в отношении своего пункта назначения. Они покидают российские порты, не сигнализируя о конечном порту разгрузки. Сообщается, что значительно увеличилось количество судов, указывающих своим следующим пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал.
Интересно, что это сопровождается резким падением количества танкеров, указывающим на то, что они направляются в Индию. Привет всем тем, кто говорил, что Индия к чему-то там присоединилась. Потому что остаётся вероятным, что большинство этих судов начнут подавать сигналы индийским портам, как только они пройдут через канал. По итогу большинство из этих судов, действительно, в итоге прибывают в Индию, хотя часть направляются в Китай или Объединенные Арабские Эмираты и Шри-Ланку.
К слову, все эти цифры не включают грузы, идентифицированные как казахстанский сорт KEBCO. Это поставки АО "КазТрансойл", следующие транзитом через Россию на экспорт через Усть-Лугу и Новороссийск. Казахстанская нефть, действительно, смешиваются с нашей для создания единого экспортного сорта. Однако наш "союзник и партнёр" провел ребрендинг своих грузов, чтобы отличать их от грузов, отправляемых российскими компаниями. А транзитная нефть специально освобождена от санкций ЕС.
При этом, основной рост произошел за счет Азии. К 4 ноября поставки выросли до 1,94 млн б/с.
Плюс 127 тыс. б/с пришлись на танкеры, конечная точка разгрузки которых неясна (чаще всего это, конечно, Индия, реже – Китай). Так что в сумме выходит уже около 2,07 млн б/с. Что является самым высоким показателем за год.
Ну и чтобы два раза не вставать. Всем тем, кто переживает за то, что мы продаём свою нефть со скидкой. Во-первых, этот разрыв сокращается. Во-вторых, в настоящее время цена на нефть даже с учётом дисконта всё равно существенно выше, чем за как минимум последние 5 лет.
Это как в магазине сделать вывеску Sale, предварительно подняв цену в 2 раза. Потом к новой цене дать скидку в 20%. И вот уже счастливый покупатель радуется тому, как ловко обдурил простофилю продавца, скупив у него весь товар.
Саудиты, к примеру, для увеличения своей доли на рынках тоже не стесняются делать скидки.