Источник: rusvesna.su
Шизофрения Украины оставляет, конечно, массу вопросов, на которые ещё придётся отвечать социологам. Но о причинах даже обычный гражданин может сделать выводы уже сейчас
Пару лет назад автор побывал в ЛНР. Первый день выдался хоть и холодным, но солнечным и приятным. Я посетил музей, парк, залез на один из терриконов и перекусил в кафе. Вечером после душа, завернувшись в халат, я на ходу делал небольшие заметки в блокноте и за каким-то чёртом включил телевизор и… пропал. Тогда ещё пара украинских каналов продолжали вещать на Донбасс.
Чего только там я не услышал… Целый час я, словно заворожённый, наблюдал, как в прямом эфире россказни о консервированных ежах сменялись на талоны на интернет, горы сбитых баллистических ракет «Ярс» перемежались с очередной перемолотой бронетанковой дивизией из Сибири, Бурятии или Калмыкии. Всё это, конечно, не имело никакого видео- или фото-доказательств, но и журналисты, и эксперты, и «ответственные» лица из Верховной Рады «отвечали за каждое слово».
Через час такого сеанса «психиатрии наоборот» у автора не было ни одного вопроса по поводу состояния украинского общества. С тех пор я проникался медийной действительностью Украины при каждой свободной минуте. Чисто энтомологический интерес двигал мною.
Увы, до сих пор ничего так и не изменилось. Конечно, в российском медийном поле иногда мелькают некоторые всполохи разума с той стороны, которые заставляют несколько наивных граждан вставлять фразу, ставшую интернет-мемом – «они начали о чём-то догадываться». Нет, товарищи, не начали и не смогут начать. Действует закон секты.
Приведу лишь пару показательных примеров за последнее время. Конечно, ни один из них уже по традиции не сопровождается ни именами, ни фотографиями.
Вот, к примеру, эксклюзивная история какой-то неизвестной жены не менее неизвестного «русского солдата» от издания «Обозреватель»:
«Сказали ждать письма от путина», — жена раненого в Украине оккупанта пожаловалась на «кидалово», обещанные 3 млн. не дали…»
Здесь прекрасно всё. И ехидное фрондёрство в написании фамилии президента со строчной маленькой буквы. И невесть откуда взявшиеся 3 миллиона. И некое «письмо от Путина». Но здесь перед нами тот самый случай, когда сказанное больше говорит об авторе, а не об описываемом явлении. Украинцы легко во всё это поверят, ведь с ними так поступают уже 8 лет.
А вот ещё один образчик журналистской работы от наших западных соседей:
«Россия потеряла в Украине половину боевых танков и использовала большую часть высокотехнологичного оружия… Они увязли в Украине более 80% своих сухопутных войск».
Всё по канонам Арестовича и Кличко с их поразительными познаниями в математике. Конечно, это лишь пара примеров. Муссируют и «новость» о массовой сдаче русских солдат в плен, в котором они якобы живут лучше, чем дома. И как забыть про впервые увиденный асфальт и туалеты? Машина пропаганды работает круглые сутки. Но в чём её секрет? Почему миллионы граждан Украины, если и не верят этому бреду, то всё же питаются им, как голодающий лебедой вместо хлеба.
Разумеется, на поверхности сразу возникает факт колоссальной закрытости украинского информационного пространства, в котором 24 на 7 вещают только «нужные» новости. Также важна методичность в трансляции необходимых режиму нарративов. Но в глубине есть и нечто иное, что незнакомо отечественному обывателю.
Во-первых, украинские СМИ формировались изначально как местный олигархический вестник или вестник зарубежных групп, вроде «Украинской правды»*. Так что привычку к поглощению информационного шлака там воспитывали не только националисты или современный режим, а сама генетика развития местных СМИ.
Во-вторых, как автор уже указывал выше, всё безумие, происходящее на украинском экране, успешно реализовывали в реальности. Захватывать людей для отправки на фронт прямо на улице – реализовали ещё 8 лет назад. Пилить кресты и праздновать получение «Томоса» — также реализовано. А так как обыватель погружён в собственную социальную реальность, то и другие страны оценивает со своей колокольни.
В-третьих, Украина вошла в состояние некой феодальной раздробленности ещё до майдана. Местные олигархические князьки были для граждан важнее, нежели некая «телевизионная» власть в Киеве. Тяжело сейчас какому-нибудь житомирцу осознать эффективность центральной власти и власти закона.
Как это лечить? Для начала, согласно всё тем же сектантским законам, адепта необходимо втащить из секты…
Сергей Монастырев, специально для News Front
*- внесён в реестр запрещенных сайтов