Намедни американская газета The Washington Post вышла с большой статьёй, в которой рисуются крайне мрачные перспективы украинской экономики. При этом, как констатируют эксперты WP, помощи Запада хватает разве что на то, чтобы сдержать гиперинфляцию, а стратегия Путина по разрушению критической инфраструктуры в украинской энергетике настолько увеличивает издержки западных спонсоров украинского режима, что ставит вопрос о целесообразности дальнейшей поддержки Украины.
«Цель Путина теперь, похоже, состоит в том, чтобы сделать такую помощь настолько дорогостоящей, чтобы западные сторонники Киева сдались, — считает газета. — Кремль превратил экономику Украины в центральный театр военных действий, на котором Москва, возможно, добивается гораздо большего успеха, чем на линии фронта».
Как пишут местные паблики, ранее эксперты MI-6 передали Офису Зеленского разведданные о том, что в Кремле приняли решение продолжить ракетные удары по критической инфраструктуре на протяжении всей зимы, чтобы уничтожить промышленный потенциал Украины. Таким образом, по представлениям британцев, Россия стремится трансформировать войну в затяжную фазу с максимальным ущербом для экономики Украины, чтобы Запад полностью финансировал её бюджет и расходы.
А тут ещё и обычно не по делу оптимистичный министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба внезапно заговорил, что полный блэкаут действительно возможен. Скорее всего, это означает, что ситуация реально настолько критическая, что повторять как заведённый, что всё будет хорошо, означало бы по сути политическое самоубийство.
На прошлой неделе прошла закрытая встреча в Нацбанке Украины, на которой были даны самые мрачные прогнозы для украинского «народного хозяйства». Так, до российских ударов по энергетике Киев рассчитывал, что в следующем году ему потребуется 55 миллиардов долларов иностранной помощи. Теперь к этой цифре добавились ещё 44 миллиарда. Понятное дело, в украинском бюджете таких денег нет.
К дополнительным угрозам, озвученным на совещании в НБУ, также относятся:
— риск того, что граждане Украины начнут массово покидать страну вместе со своими деньгами (у кого что осталось), попутно меняя их на доллары и евро (а кто-то и на рубли), что может привести к неконтролируемому обвалу национальной валюты;
— беспокойство, что украинское правительство (не поверите, но оно всё ещё существует) может остаться без международных резервов для оплаты критического импорта и не сможет выполнить обязательства по внешнему долгу — «сценарий судного дня», известный как кризис платёжного баланса;
— ну и ожидание того, что в будущем году экономика Украины может скукожиться ещё на 5%, и это сверх тех 33%, которые она потеряла в 2022-м.
При этом глава того самого правительства Денис Шмыгаль, выступая во вторник на международной конференции доноров (не тех, о которых вы подумали) в Париже, заявил, что в следующем году сокращение может достичь даже большего показателя — 9% и выразил надежду, что «заграница им поможет».
Может быть, вот только, хотя по данным всё той же The Washington Post, ЕС и США совместно пообещали направить Украине в следующем году более 30 миллиардов долларов, в реальности ни Брюссель, ни Вашингтон ещё не приняли на себя формальных обязательств этого сделать. И примут ли — большой вопрос.
Тем более, что даже та помощь, что выделялась в этом году, приходила медленно и зачастую не вовремя, да и её едва хватало, чтобы просто держать страну на плаву. О покрытии ущерба от войны (хотя бы частично) речи даже не ведётся.
Такой вот пессимистический пейзаж накануне зимы (да, настоящая зима с трескучими морозами на Украине ещё и не начиналась). И всё же последние политические заявления западных политиков говорят о том, что Запад сдаваться не намерен, более того, он предпочёл бы, чтобы этот конфликт длился вечно (в смысле, как можно дольше), а Украина в том или ином виде сохранилась бы как инструмент постоянного нанесения ущерба России.
Более того, в рамках этой стратегии совершенно не обязательно, чтобы Москва вернула Киеву ранее утраченные им территории, скорее даже наоборот, чем больше заберёт Россия, тем больше она будет вынуждена потратить на восстановление и поддержание более-менее нормальных условий жизни и, соответственно, тем меньше на всё это нужно будет раскошеливаться самому Западу. Такой вот нехитрый план. Кстати, видимо, именно в связи с ним, «возвращение» Херсона Зеленским не вызвало у его кураторов ни малейшего оптимизма.
В общем, Запад, читай США и прочие англосаксы, на распутье. С одной стороны, он заинтересован в том, чтобы сделать конфликт тлеющим и перманентно забирающим у России ресурсы, сохранив Украину как вечную занозу в лапе русского медведя. А с другой, понимает, что этот «чемодан без ручки» слишком дорого ему обходится, и при таких раскладах овчинка просто не будет стоить выделки.
Экономические показатели Украины катастрофические, а чеки на её содержание астрономические. Долго так не протянет никто, даже небедный Запад. В конце концов, деньги закончатся и у него.
В Москве это тоже понимают и всеми силами пытаются заставить США и Европу платить за свою авантюру как можно дороже, дороже и ещё дороже. Так что уничтожение украинской инфраструктуры — это не столько удар по оперативным возможностям ВСУ, сколько по кошельку западных спонсоров Киева.
Спонсоры это осознают, но пока не могут решить, что делать дальше. Вероятно, начавшаяся зима, поможет им, наконец, определиться...
Алексей Белов