Страны Евросоюза договорились о введении с 15 февраля 2023 года потолка цен на газ. Ряд политиков уже записали данное ограничение в список «побед» над Россией. «Это означает конец манипулирования рынком со стороны России и её компании «Газпром», — радостно заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Однако на самом деле всё не так просто.
Во-первых, ограничение с его сложными динамическими условиями вводилось скорее для предотвращения спекуляций на европейском газовом рынке (чем занимается не «Газпром», а сами трейдеры, в том числе европейские). Во-вторых, если цены на газ объективно вырастут (в той же Азии, например, куда сразу же будет направлен весь СПГ), то ограничение просто перестанет работать: одним из условий отключения как раз является возникновение угрозы для европейского энергетического рынка.
Самое же интересное тут в том, что решение о введении потолка, даже такого слабого, вызвало серьёзное сопротивление внутри Евросоюза. Девять стран, включая Германию, выступили против изначальных условий Еврокомиссии. Да, некоторые эксперты уверяли, что ничего страшного не произошло: разногласия, мол, имеют «технический характер» и будут урегулированы. Однако тут разногласия не технического, а всё-таки стратегического характера.
Внутри европейского единства прошла серьёзная трещина, и попытка Евросоюза замазать её при помощи декоративного ремонта ни к чему не приведёт. Та же Венгрия очень верно заявила, что вместо принятия потолка цен на газ (который, ещё раз, будет просто отменён при реальном росте) Брюссель должен озаботиться поиском новых поставщиков. Ну или (Будапешт этого не сказал, но всё читается между строк) возвращением к старым. Прежде всего к России.
Всё больше и больше европейских стран убеждаются, что нынешняя экономическая политика в отношении России ведёт Старый Свет даже не в тупик, а в пропасть. Дело в том, что страны Европы не планировали идти по этой дорожке так далеко, то есть рвать экономические отношения с Россией надолго.
Предполагалось, что Западу удастся при помощи санкционного наката заставить Кремль отступить, прекратить специальную военную операцию и пойти на капитуляцию под видом компромисса. После чего в качестве дивидендов европейские страны получили бы те же газовые контракты на гораздо более выгодных условиях, по принципу «горе побеждённому».
Однако этого не произошло. Запад вводит уже девятый пакет санкций, а российская экономика капитулировать так и не собирается. Более того, все относительно безопасные для самого Запада санкции давно были согласованы и приняты. Различные новые инициативы — эмбарго, а также потолки цен на нефть и газ — наносят вред уже собственно евросоюзовской экономике, лишая её промышленного потенциала и создавая риски социальной напряжённости из-за инфляции.
Надежда на то, что Москву удастся посадить за «стол капитуляции», тоже ни к чему не привела. Более того, в России был принят целый ряд экономических и военно-политических решений, говорящих о том, что Москва всерьёз готова идти до конца. А тут важен не столько размер экономики, сколько готовность населения терпеть лишения ради высшей цели. И, судя по опросам общественного мнения, большинство россиян поддерживают специальную военную операцию. Люди поддерживают идею мирных переговоров, но лишь на российских условиях.
Россияне готовы терпеть, а готовы ли терпеть европейцы? Тут, конечно, важен мотив. Граждане РФ терпят лишения ради защиты своих национальных интересов. Ради выжигания, демонтажа анти-России, возникшей около российских границ и угрожающей национальной безопасности Родины. Все действия Киева в последние месяцы, включая пытки российских пленных, обстрелы атомной электростанции и варварские целенаправленные удары по не военным и даже не инфраструктурным объектам в Донецке, доказывают факт наличия этой угрозы и необходимость её ликвидации.
А какой мотив у европейцев? Защищать Украину, которая им чужая и чьи беженцы (а точнее, бешенцы) сейчас ведут себя в Европе как обнаглевшие гости? Сдерживать Россию, которая, по словам отдельных европейских политиков, чуть ли не готова идти маршем на Берлин? Так Путин за последние десять месяцев не сделал ни одного шага, которые могли бы подтвердить обвинения в таких замыслах. Не дал европейским элитам ни одного основания, подтверждающего их пропаганду.
Да, на сегодняшний день Европа вынуждена поддерживать эту нерациональную линию по политическим причинам. Однако чем сложнее становится для неё социально-экономическая ситуация, тем больше сил и голосов получает местная фронда. Взять ту же Германию, которая, по данным Bloomberg, больше всего потеряла от резкого роста цен на энергоносители. Внутриполитическая ситуация в этой стране дошла до такой ручки, что Берлин вынужден устраивать демонстративные аресты правых активистов по обвинению в якобы готовящемся заговоре для того, чтобы запугать немецких правых и побудить их отказаться возглавлять будущие уличные демонстрации. Дальше, видимо, будет больше.
Именно поэтому эксперты и уверяют, что трещина, проявляющаяся пока в «технических деталях», будет лишь увеличиваться. А мы подождём.