Министерство обороны России сообщило на днях о взятии под контроль северной части Яковлевки в ДНР, которую на некоторых картах обозначают как отдельное село Баячивка. На данный момент завершается зачистка населённого пункта от украинских войск. Чуть позже и украинские источники подтвердили эту информацию. Фронт активно сдвигается в сторону посёлка Весёлый, села Раздоловка и центральной части Соледара. В ночь с 22 на 23 декабря российской артиллерией были поражены цели ВСУ в Верхнекаменском, Бахмуте, Клещеевке, Александро-Шультино и Новгородском.
При этом Киев, зациклившись на Бахмуте и забыв про остальные направления, подтягивает туда все имеющиеся бригады. В настоящий момент под Бахмутом в разной степени готовности сосредоточены 60-я пехотная бригада, 241-я бригада территориальной обороны, батальон «Скала», 46-я аэромобильная бригада, 109-я бригада территориальной обороны, 71-я пехотная бригада, грузинские наёмники, 30-я механизированная бригада, 59-я моторизованная бригада, 4-я танковая бригада. Также под Бахмут брошены Силы специальных операций ГУР и другие элитные подразделения.
— Для удержания населённого пункта отмечена дополнительная переброска военнослужащих украинских ССО, — рассказал офицер НМ ЛНР Андрей Марочко со ссылкой на данные разведки.
Марочко добавил, что ССО понадобились украинским войскам, в частности, для того, чтобы предотвратить панические настроения и дезертирство. В 57-й бригаде ВСУ участились случаи бегства с поля боя и регулярно фиксируются так называемые самострелы — добровольные ранения солдат, совершаемые с целью отказа от боевых действий.
22 декабря польское издание Niezalezny Dziennik Polityczny сообщило, что главком ВСУ Валерий Залужный настоятельно рекомендовал Владимиру Зеленскому вывести войска из Бахмута. Украинский главнокомандующий назвал этот участок бесперспективным и к тому же опасным. Залужный, по данным польских СМИ, напрямую указал Зеленскому, что если подразделения ВСУ и Нацгвардии останутся в Бахмуте, то в определённый момент многотысячная группировка просто перестанет существовать.
Усугубляет ситуацию ВСУ в Бахмуте и погода. В сложившихся погодных условиях американская техника оказалась бесполезной. Бронеавтомобили вязнут в грязи, а бронетранспортёры, переданные США и странами НАТО, регулярно ломаются и встают мёртвым грузом из-за дефицита запчастей. Ещё в начале декабря отмечалось, что виной всему несоответствие возможностей техники, спроектированной для каменистой местности, и непролазной украинской грязи, действовать в которой такая техника просто не может.
При этом ВСУ, имея на руках бесполезную технику, лишены возможности критиковать её и подход НАТО в целом, поскольку много плохой техники в данном случае лучше, чем вообще никакой на поле боя.
В результате в настоящее время ВСУ ведут преимущественно пехотный бой. Почти все попытки контратак в пригородах Бахмута проводятся украинцами без прикрытия танков и БТР, а подразделения доставляются к месту боя в лучшем случае на пикапах без брони. Такая тактика напрямую сказывается на потерях: чем больше лёгкой техники используется украинскими силами на переднем крае, у линии боестолкновения, тем больше убитых каждый день. Если в сентябре-октябре потери бахмутской группировки ВСУ составляли примерно 100 человек убитыми в день и ещё 250 ранеными, то к концу декабря из-за морозов, антисанитарии и дефицита бронетехники в предместьях Бахмута погибает не менее 250 человек в день. Ещё примерно 350–400 получают ранения.
Собеседники Лайфа в зоне проведения спецоперации отмечают, что с конца ноября в подразделениях ВСУ, переброшенных в Бахмут, наблюдается резкий рост смертей среди младших и старших офицеров. Несмотря на обучение в Германии, Великобритании и Чехии, активно гибнут командиры взводов и рот, впервые попавшие в условия реального боя.
Значительные потери понесли 57-я мотопехотная, 60-я пехотная, 46-я аэромобильная и 59-я мотопехотная бригады, которые перебросили в Бахмут для усиления обороны и укрепления фронта. Симптоматично, что это самые боеспособные подразделения ВСУ. Их офицеры проходили подготовку в Германии в рамках программы JMTG-U (предполагает активные штурмовые действия в городе).
В Бахмуте знания, полученные от западных инструкторов, оказались бесполезны: атаки в условиях огневого превосходства российских войск в артиллерии, танках и другой технике проводить не получается, большая часть времени уходит на организацию обороны. Постоянная необходимость обороняться приводит к ошибкам. Командиры подразделений выбирают уже известные позиции, на которых в ряде случаев гибнут целые роты украинских сил (примерно 120 человек). Вот лишь один пример тактических ошибок: в середине декабря в засаду на восточной окраине Бахмута попало подразделение 57-й мотопехотной бригады. Укрываясь от обстрела, военные заняли здание, находящееся в зоне досягаемости орудий «Гиацинт-С» и «Мста-Б».
По данным The Daily Telegraph, ежедневные потери украинской армии только на восточной, южной и северо-восточной частях Бахмута доходят до 200 военнослужащих. В дни серьёзных боестолкновений эта цифра доходит до 600–800 человек убитыми и ранеными. Целый батальон украинской армии может исчезнуть всего за несколько часов. По зарубежным оценкам, за время бахмутской операции ВСУ безвозвратно потеряли около 10 тысяч человек и эта цифра будет только увеличиваться. Киев лихорадочно пытается заполнить брешь в обороне, отправляя для компенсации потерь в этом районе от 360 до 500 бойцов ежедневно. Несмотря на то что новобранцы с Украины доставляются под Бахмут как по часам, качество личного состава практически нулевое. Бойцы плохо обучены, 95% не имеют боевого опыта и никогда не служили в армии, а некоторые из них гибнут в первый же день после прибытия на фронт.
Зарубежные медиа нехотя признают, что Бахмут даже близко не соответствует образу «города-крепости», который пытаются нарисовать в Киеве. По мнению большинства западных аналитиков, город постепенно превращается в братскую могилу для десятков украинских подразделений, большинство из которых, включая 54-ю, 30-ю и 71-ю бригады, могут быть уничтожены окончательно и навсегда потеряют боеспособность.
Сергей Андреев, LIFE