Итак, признано очевидное: в конфликте с Россией Украина, действуй она самостоятельно, шансов не имела и не имеет. Все ее нынешние позиции связаны исключительно с внешней поддержкой.
И вот тут возникает вопрос — на что рассчитывали авторы концепции «анти-России», объявляя в свое время войну на Украине всему русскому, то есть — нам? Вариантов ответа два, в зависимости от того, кого считать авторами.
Первый — инициаторами были украинские националисты, действовавшие по собственному наитию в расчете, что никуда Запад не денется, на помощь по любому придет. То есть это вариант «хвост виляет собакой», когда действия Украины после Майдана — осознанные, а Запада — вынужденные. Верится с трудом — не настолько умна Украина, чтобы вертеть НАТО с Евросоюзом, и не настолько глуп Запад, чтобы не просчитать своевременно все роковые последствия киевской авантюры и не пресечь ее в зародыше, было бы желание.
Но тогда возможен только второй вариант, не менее очевидный, чем признания Кондолизы Райс. Это только доверчивому общественному мнению на Запале втюхивается версия, что Украина стала жертвой неспровоцированной агрессии, а дух либеральной свободы не позволяет Западу действовать иначе, кроме как «свободу» жертвенной Украины защищать от коварной России.
На самом деле авторство нынешнего осознанно спровоцированного конфликта — на Западе, а украинские националисты — всего лишь пешки в глобальной шахматной игре. Неспособность Украины самостоятельно выстоять в конфликте с Россией была хорошо понятна любому западному стратегу десятилетиями. И втягивали в эту игру Украину опять же десятилетиями исключительно обещаниями не бросить ее в будущем конфликте и защитить всей западной мощью. Дескать, вы ничего не бойтесь, навалимся за вас всеми силами — экономическими, политическими и военными, за ценой не постоим.
Что и происходит. Украина впервые в своей национальной истории имела шанс состояться после распада СССР как самодостаточное государство и как единая нация. Для этого надо было найти формулу сохранения добрососедства с Россией. И три десятилетия назад в Декларации о государственном суверенитете 1990 года тогдашние украинские политики точно сформулировали предпосылки для этого:
— соблюдение прав всех граждан, независимо от национальности и языка, это раз;
— нейтралитет, это два;
— безъядерный статус, это три.
Именно на таких предпосылках согласилась в 1991 году с новой государственностью Украины Россия, признав ее в советских административных границах, включая Крым и Донбасс.
Все три предпосылки более не существуют, они уничтожены украинскими радикалами бездумно, но под аплодисменты Запада. Необратимый ущерб нанесен именно добрососедству. В силу этого Украины как самодостаточного государства и как единой нации более нет, она уничтожена в этой игре еще до начала партии.
Но большая игра с марионетками и кукловодами продолжается. Это стало понятно нам в России не сразу. Но лучше поздно, чем никогда. И исход этой игры, плохо спрогнозированный ее инициаторами, уже прослеживается в «откровениях» бывших американских стратегов, имеющих возможность говорить более откровенно, чем нынешние. «Время не на украинской стороне» — так озаглавлена статья Кондолизы Райс сотоварищи.