Всё взаимосвязано. В преддверии празднования в этом году в России и всем, как принято говорить, прогрессивным человечеством 80-летия победы Красной армии в битвах под Сталинградом (2 февраля), а потом и на Курской дуге (23 августа) становится ясно, почему 16 декабря 2022 года в ООН против резолюции об осуждении нацизма голосовали 50 государств
Они элементарно боятся, что могут попасть даже не под санкции (США, страны «золотого миллиарда», кто же их накажет?), а под всеобщее моральное осуждение и нравственную ответственность именно за возрождение и поддержку именно этого нацизма (неонацизма). В первую очередь, конечно же, на Украине, где Россия проводит спецоперацию (СВО) по денацификации, а потом и по всей Европе и миру. На воре, как говорится, и шапка горит — вот в чем дело. А СВО стала всего лишь триггером этого процесса.
Связано это с тремя главными чисто политическими и юридическими обстоятельствами.
Во-первых, зампостпреда России при ООН Геннадий Кузьмин на заседании Генассамблеи тогда, в декабре 2022-го, сказал: «Итоги голосования в этом году просто шокирующие. Впервые в истории ООН против документа, осуждающего нацизм, а также подтверждающего незыблемость итогов Второй мировой войны проголосовали государства — бывшие члены "Оси". ...Выступившие против резолюции государства, в первую очередь Германия, Япония, Италия, проявили откровенное кощунство в отношении памяти жертв германского нацизма, итальянского фашизма и японского милитаризма. ...Голосуя против, вы думаете, вы тем самым осудили СВО России на Украине? Нет. На самом деле вы показали свою истинную сущность и господствующие воззрения в правящих элитах. Для вас норма — политика пересмотра и отрицания истории, политика терпимости к расистской и ксенофобской риторике, политика высокомерного превосходства».
Во-вторых, еще 26 апреля 2022 года президент России Владимир Путин на встрече с прибывшим в Москву генсеком ООН Антониу Гутерришем рассказал ему, что:
а) Москва правильно, имея на то право, признала независимость ДНР и ЛНР, так как уже был создан прецедент Косово. Я очень хорошо знаком, лично читал все документы Международного суда ООН по ситуации в Косове, прекрасно помню решение... где написано, что при реализации права на самоопределение та или иная территория какого бы то ни было государства не обязана обращаться за разрешением на провозглашение своего суверенитета к центральным властям страны... Я лично читал все комментарии — и юридических, и административных, политических органов США, европейских стран. Все это поддержали», — сказал Путин. А когда Гутерриш в ответ заявил, что ООН «не признает Косово», российский президент, имея в виду Международный суд ООН, парировал: «Но суд признал. И если этот прецедент создан, то же самое могли сделать и республики Донбасса»;
б) Россия имела право на СВО в рамках оказания помощи ДНР и ЛНР на основании их просьб и подписанных документов между Москвой, Донецком и Луганском. «Так сделали очень многие государства мира, в том числе наши оппоненты на Западе, в отношении Косова. Ведь это факт, очень многими государствами Запада оно признано в качестве независимого государства. То же самое мы сделали в отношении республик Донбасса. После того как мы это сделали, они обратились к нам с просьбой оказать им военную помощь в отношении того государства, которое проводит против них военные операции. И мы имели право это сделать в полном соответствии со статьей 51 раздела VII Устава ООН», — сказа Путин.
А указанная статья 51 Устава ООН дословно гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
И, наконец, в-третьих, сразу возникла продолжающаяся до сих пор дискуссия политиков и юристов о том, имеет ли Россия право наказывать нацистов везде, где они поднимают голову и осуществляют свои человеконенавистнические практики.
Одни уверены, что статьи 106 и 107 Устава ООН Россию, как правопреемницу СССР — победителя во Второй мировой войне, наделяют правом на все меры, в том числе и военные, против Германии, Венгрии, Австрии, Румынии, Болгарии, Финляндии, Хорватии, Словении, Чехии, Латвии, Эстонии, Литвы и Украины. И именно за попытки возродить нацизм. Или всячески поддержать его возрождение.
И это в Европе, где Нюрнбергский трибунал осудил итальянский фашизм и немецкий нацизм. А в Азии это Япония, чей милитаризм осужден Токийским трибуналом.
В указанных статьях Устава ООН записано так;
— 106: «Впредь до вступления в силу таких упомянутых в статье 43 особых соглашений, какие, по мнению Совета Безопасности, дают ему возможность начать осуществление своих обязанностей, согласно статье 42, участники Декларации четырех держав, подписанной в Москве 30 октября 1943 года, и Франция будут, в соответствии с положениями пункта 5 этой Декларации, консультироваться друг с другом и в случае необходимости с другими Членами Организации с целью таких совместных действий от имени Организации, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности»;
— 107: «Настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям».
И в этом плане очень интересны отсылки в этих статья на другие статьи Устава ООН из раздела VII «Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии». Статьи 41, 42 и 43 описывают механизм этих действий. А именно, заключение соглашений о силовом предотвращении этих угроз по решению ООН.
И очень важна Декларация четырех держав по вопросу о всеобщей безопасности, подписанная в Москве 30 октября 1943 года народным комиссаром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым, госсекретарем США Корделлом Халлом, министром иностранных дел Великобритании Энтони Иденом и представителем Китая Фу Вин Чаном. Документ сей говорит: «Правительства Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Советского Союза и Китая,
— объединенные в своей решимости в соответствии с Декларацией Объединенных Наций от 1 января 1942 года и с последующими декларациями, продолжать военные действия против тех держав оси, с которыми они соответственно находятся в состоянии войны, пока эти державы не сложат своего оружия на основе безоговорочной капитуляции;
— сознавая свою ответственность в деле обеспечения освобождения самих себя и союзных с ними народов от угрозы агрессии;
— признавая необходимость обеспечения быстрого и организованного перехода от войны к миру и установления и поддержания международного мира и безопасности при наименьшем отвлечении мировых человеческих и экономических ресурсов для вооружений;
совместно заявляют:
1. Что их совместные действия, направленные на ведение войны против их соответственных врагов, будут продолжены для организации и поддержания мира и безопасности.
2. Что те из них, которые находятся в войне с общими врагами, будут действовать совместно во всех вопросах, относящихся к капитуляции и разоружению этих соответственных врагов.
3. Что они примут все те меры, которые они считают необходимыми, против любого нарушения условий, предъявленных к их противникам.
4. Что они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые.
5. Что они будут консультироваться друг с другом и, по мере того как этого потребуют обстоятельства, с другими членами Объединенных Наций, имея в виду совместные действия в интересах сообщества наций в целях поддержания международного мира и безопасности, пока не будут восстановлены закон и порядок и пока не будет установлена система всеобщей безопасности.
6. Что по окончании войны они не будут применять своих вооруженных сил на территории других государств, кроме как после совместной консультации и для целей, предусмотренных в этой декларации.
7. Что они будут совещаться и сотрудничать друг с другом и с другими членами Объединенных Наций в целях достижения осуществимого всеобщего соглашения в отношении регулирования вооружений в послевоенный период».
Позже к этому документу присоединилась Франция, тоже, как известно, объявленная победителем во Второй мировой войне и на этом основании получившая право вето в Совете безопасности будущей ООН.
Но обращает на себя внимание то, что «Декларация» была подписана уже после побед Красной армии под Сталинградом и на Курской дуге, когда уже всем было ясно, что хребет немецкой гитлеровской военной машины сломлен и кто это сделал. И что будущим победителям остается только совместно добить зверя.
Это изложенное в «Декларации» решение, — добить Германию и Италию в Европе — и было потом зафиксировано на Тегеранской конференции СССР, США и Великобритании 28 ноября — 1 декабря 1943 года. Конференция прошла так, как прошла, именно потому, что СССР уже имел в своем активе указанные выше славные победы своего оружия. И тогда же было решено и открыть «второй фронт» для участия США в войне в Европе. И все воевали с фашизмом, нацизмом и милитаризмом каждый на своем месте. А потом закрепляли итоги на конференциях в Ялте и Потсдаме в 1945 году.
При этом сторонники действий России по СВО утверждают, что Москве достаточно УВЕДОМИТЬ остальные страны-победители, но не получить их одобрение. И применить силу против государств, желающих пересмотреть Ялтинско-Потсдамскую систему в Европе, и предпринимать любые меры в отношении стран, воевавших против них, в целях пресечения действий, направленных на пересмотр итогов Второй мировой войны и на возрождение нацизма. Что, собственно, и происходит в СВО.
Противники этой точки зрения и такого подхода утверждают, что указанные документы — Устав ООН и «декларация» — говорят не об односторонних действиях, а о консультациях и согласовании предпринимаемых мер против угроз безопасности и миру. А их, мол, не было, а Россия выступила односторонне.
Но беда-то в том, что, например, Украина, Латвия, Эстония, Литва действительно сами фактически отказались от правопреемственности СССР, заявили, что после Второй мировой войны в этих странах была «советская оккупация», и начали возрождать неонацизм в качестве господствующей идеологии и — это самое главное! — практики. Это и выводит их из состава победителей во Второй мировой войне и перемещает в ряды гитлеровской коалиции — стран «оси Рим — Берлин — Токио» и их союзников. Эти страны сами начали переписывать свою историю.
А голосование в ООН в декабре прошлого года против антинацистской резолюции под названием «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» показало, что другие страны антигитлеровской коалиции и победители во Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция — предали свою Великую Победу. И стали на сторону проигравших — Германии, Италии, Японии, их союзников и сателлитов в той войне.
А ведь в резолюции было сказано, что недопустимы:
— героизация «в любой форме нацистского движения, неонацизма и бывших членов организации "Ваффен СС", в том числе в форме сооружения памятников и мемориалов и проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма»;
— попытки и случаи «осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в честь тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации или переноса их останков»;
— использование образовательных материалов, а также риторики в ходе обучения, пропагандирующих расизм, дискриминацию, ненависть и насилие на основе этнического происхождения, национальности, религии или убеждений;
— торжественные чествования «нацистского режима, его союзников и связанных с ними организаций».
Резолюция призывала принять меры «в том числе в законодательной области и в сфере образования, в соответствии с их международными обязательствами в области прав человека, с тем чтобы предотвратить пересмотр истории и итогов Второй мировой войны и отрицание преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных во время Второй мировой войны». А также «разработать и осуществлять национальные планы действий по ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, с целью обеспечить, в частности, тщательное отслеживание проявлений нацизма».
И это документ поддержали 120 стран мира, но 50, напоминаю, выступили против. Это США, Великобритания, а также все страны Евросоюза и НАТО с примкнувшими к ним прилипалами-нахлебниками, которые не могут без подачек. Типа Грузии, Либерии, Республики Кирибати, Федеративных Штатов Микронезии или Республики Маршалловых Островов.
Воздержались и Турция, Швейцария, Мьянма, Южная Корея, Афганистан, Эквадор, Панама, Папуа — Новая Гвинея, Самоа и Палау.
И, как говорится, бог им судья. Равно как и всем юристам, политикам и прочим специалистам, которые занимаются политологической и юридической казуистикой, когда возрождаются нацизм и фашизм и уже проливают кровь в Донбассе и по всей Украине. И потому Россия проводит СВО, победа в которой и докажет, кто был прав и на чьей стороне правда и жизнь. Если хотите, правда жизни.
Владимир Скачко