В англо-саксонской геополитической классике вопрос контроля над Украиной является ключевым. С их точки зрения, Украина – ключ к евразийскому хартленду, и без контроля над Украиной этот хартленд – по их теории – автоматически утрачивает все свои имперские возможности. А хартленд (aka Россия) для них – главный приз во всей этой игре. Забавно, но ровно на этом (никем не доказанном) геополитическом постулате «о роли Украины в истории» мы их и поймали. Да так крепко поймали, что им теперь и не рыпнуться.
Как это было
США окучивали Украину давно. Очень давно. Можно сказать, что в этом вопросе они прямые наследники польских, шведских, австрийских и немецких имперских наработок. Ясно, что после распада СССР стесняться они перестали вовсе, и опутывание Украины их «мягкой» (и весьма вонючей) «силой» приобрело ну просто безудержный размах. И вот, всего через 15 лет такой «независимости» политическая и идеологическая система Украины оказалась под плотным колпаком американских спецслужб, НПО, НКО и прочих структур, включая псевдообразовательные и квазирелигиозные. Что естественным образом привело к перевороту 2004-2005 годов.
А что же Россия? А Россия в этот процесс практически никак не вмешивалась, наблюдала со стороны, давая возможность США по полной увязнуть в этой мыльной опере. В 2009, после того как все американские ставленники на Украине ожидаемо обделались, воля народа всё же восторжествовала, и к власти пришёл «пророссийский» Янукович. Собственно, «пророссийскость» его заключалась лишь в том, что прямым агентом ЦРУ он таки не был. Во всём остальном курс «Украина не Россия» не претерпел никаких изменений. Почему же США пропустили Януковича? Дело в том, что на 2011-2012 у них был запланирован переворот в России. Он был главным событием, и он же автоматически решал все второстепенные вопросы. Однако их «российская оппозиция» тоже облажалась, «революции» не случилось, и – соответственно – вопрос Украины опять всплыл на поверхность.
К майдану и перевороту 2014 Россия была полностью готова и моментально забрала Крым. Вопрос с Донбассом остался пока в подвешенном состоянии – до поры до времени, разумеется. Когда и как щёлкать этим выключателем – это теперь решала Россия. И до 2021 года ждала. Занималась другими делами. В Сирии, в Африке, да мало разве дел-то у неё… К 2021 США, что называется, дозрели. И понеслось. Нуланд поставила ультиматум Путину, Путин подумал – и выкатил ультиматум в ответ. Началась подготовка к избиению Украины. 24 февраля 2022 мы зашли – и зашли красиво – сразу по всей границе, сковав тем самым резервы ВСУ. И когда юг был взят, остальные наши войска просто ушли. На этом первый этап Спецоперации завершился, и начался второй – планомерная разборка донбасского маннергейма. Этот этап ещё продолжается, но уже, уже есть ощущение, что натовские мыши стали потихоньку о чём-то догадываться. И удивлённо смотреть на гегемона, как бы вопрошая, а точно всё идёт по плану?
А план у гегемона был прост. Взорвать трубу, ввести санкции из ада, разорвать в клочья нашу экономику, добиться на Донбассе неприемлемых потерь и – опять, Карл! – ждать переворота в Кремле. Всё тот же старый добрый план. И – о чорт! – он опять не сработал. Россия всего этого даже не заметила... И что же теперь?
Гегемон на распутье
И вот мы добрались до сути вопроса. Что теперь? Победа над Россией силами ВСУ никак не вытанцовывается. Несколько десятков тысяч военнослужащих стран НАТО, внезапно уволившихся из своих частей и поехавших на Донбасс «добровольцами», тоже погоды не сделали. Оружия и боеприпасов всё меньше. А эти проклятые русские работают на своих военных заводах в три смены и сдаваться совсем не собираются. И Путина свергать не хотят. Как быть?
В этих непростых условиях у Запада, как представляется, всего два пути. План «А», несмотря на всю его гениальность, не сработал. Но в запасе остались не менее гениальные планы «Бэ» и «Цэ». План «Бэ» состоит в том, чтобы, непрерывно повышая градус конфликта, довести противостояние до стадии применения ТЯО. Этот план они вынашивают с 1980-х годов. Поскольку спровоцировать на это Россию почему-то никак не удаётся, применять его придётся поэтому украинской стороне. Разумеется, выполнение такого плана сопряжено с огромными рисками. Часть из них связана с комплексом подготовительных мероприятий. Другая часть – с полной неизвестностью относительно того, как на это отреагирует Россия. Ну, ладно, допустим бомбу удалось взорвать, десятки тысяч жертв и всё такое прочее. Но кто знает, чем ответит Россия? Никто. Тайна, покрытая мраком. А если Террану это не понравится? Опасно, чёрт возьми.
Альтернативный план «Цэ» выглядит проще. Он состоит во временной заморозке конфликта. Условия заморозки на самом деле совершенно не важны. Важно то, что Украина остаётся на карте, пусть даже в виде какого-то огрызка, после чего становится уже полноценным объектом дальнейшего военного планирования НАТО против ненавистной России. Этот план, конечно, значительно хуже, поскольку ведёт к усилению России. Поэтому заморозка не может быть слишком долгой.
Чтобы понять, по какому пути они в действительности пойдут, рассмотрим ожидаемые последствия. План локальных ядерных ударов ведёт, с их точки зрения, к войне России в восточной Европе, причём интенсивность этой войны, как они думают, удастся каким-то образом регулировать. Втянув Россию в такую войну, США решают задачу отвлечения России от союзнических обязательств в отношении Китая, с приятной перспективой быстрого истощения её военных ресурсов. Альтернативный план просто откладывает то же самое на период примерно в три-четыре года. И вопрос, таким образом, сводится к тому, могут ли США сейчас позволить себе ждать, откладывая на несколько лет неизбежную острую фазу противостояния с Китаем. На мой взгляд – нет, не могут. В особенности учитывая то, что потенциал России оказался крепче, чем они думали. А раз так, то и бить по нему надо сильнее. От заморозки конфликта в такой ситуации, учитывая её динамику, они ничего не выигрывают. Следовательно, должны выбрать путь эскалации. Но тут вступает в игру фактор непредсказуемости и коварства России, которая может ведь и шарахнуть… И куда и когда она шарахнет – этого никто из натовских генералов не знает.
Вот на таком распутье и стоит, пригорюнившись, наш гегемон, и думу думает. Налево пойдёшь… направо пойдёшь… Непростой у него выбор. А между тем, сей непростой выбор он вынужден будет делать уже в этом году, поскольку в следующем никакой Украины на карте мира может попросту не остаться.