В Россию едет глава Китая Си Цзиньпин.
Ряд западных СМИ пишут о том, что повестка будет украинская. «Пекин хочет играть более активную роль в процессе завершения конфликта и источники, знакомые с планом поездки, уверяют, что встреча с Путиным станет частью усилий Си по продвижению многосторонних переговоров и позволит Китаю еще раз высказать свой призыв не использовать ядерное оружие», – пишет американская The Wall Street Journal.
Определенная логика в этих предположениях есть. Китай заинтересован в скорейшем завершении украинского конфликта, хочет примерить тогу посредника (которую он так успешно применил в ходе недавнего замирения Саудовской Аравии и Ирана в Пекине) и презентовал свой так называемый «мирный план», состоящий из 12 мирных пунктов. И, скорее всего, об Украине товарищ Си с Владимиром Путиным говорить действительно будут. Однако, скорее всего, не в том контексте, о котором пишут коллеги из The Wall Street Journal.
Дело в том, что какое-то китайское посредничество сейчас серьезно обсуждать рано. По трем причинам.
Во-первых, пресловутые 12 пунктов представляют собой лишь общие тезисы о том, как нужно взаимодействовать между собой государствам в многополярную эру.Во-вторых, к каким-то серьезным компромиссам украинская сторона и стоящий за ней Запад сейчас не готовы. Среди американцев увеличивается число тех, кто считает Украину «чужой войной» и выступает против увеличения поддержки Киева, однако пока эти люди не в большинстве. Вашингтон будет готов искать какие-то реальные (то есть не в формате требований капитуляции) компромиссы с Москвой либо в случае серьезных военных поражений Украины, либо в случае повторения Карибского кризиса. Да, ситуация на поле боя (огромные потери киевского режима под Артемовском) и в российско-американских отношениях (падение американского ударно-разведывательного дрона Reaper в Черном море) ведет в направлении этих двух сценариев, однако пока до их реализации еще далеко.
Но даже в случае реализации любого из этих сценариев все равно остается позиция Украины – киевский режим наотрез отказывается от любых компромиссов, предусматривающих закрепление за Россией ее новых территорий. Более того, Владимиру Зеленскому и его окружению вообще не нужен мир как таковой – ведь в рамках этого мира украинская власть перестанет быть интересна Западу настолько, чтобы ее полностью содержать и финансировать.
Наконец, в-третьих, даже если американцам вдруг удастся принудить киевский режим к миру, то они вряд ли согласятся на посредничество со стороны Китая. Великой державы, которая конкурирует с США за глобальное лидерство и желает за счет Украины продолжить свой так успешно начатый на Ближнем Востоке миротворческий подход. Поэтому ни Китай, ни другие региональные страны – Турция и Саудовская Аравия – до мирных переговоров допущены не будут.
Именно поэтому китайский план – не более чем заявка на лидерство. А в Москве товарищ Си с Путиным будут, скорее всего, обсуждать реальные шаги, которые приведут к завершению конфликта на Украине. И поскольку, как верно отметил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков, цели СВО могут быть сейчас достигнуты лишь военным способом, то обсуждать вероятно будут то, как Китай может в этом помочь.
Такой исход СВО, который можно будет трактовать как российское поражение, для Китая абсолютно неприемлем. Ведь в этом случае США не только смогут сконцентрировать все свои и союзнические резервы для сдерживания КНР, но и лишат ее стабильного тыла на границах с Россией и со Средней Азией (порядок в которой обеспечивает сейчас сильная Россия).
Пекин хотел бы добиться победы Москвы дипломатическим путем – но нежелание Вашингтона и Киева идти на компромиссы, а также продолжение американского санкционного давления для сдерживания КНР просто не оставляют товарищу Си иного выбора, как вкладываться в победу России.
Конечно, на встрече будет обсуждаться не только Украина. Стороны могут поговорить о двусторонних экономических отношениях, о сотрудничестве на Ближнем Востоке (где идут совместные военные учения двух стран и где Пекин с Москвой успешно занимаются деамериканизацией региона – в частности, через спонсирование саудовско-иранского и турецко-сирийского примирения). Однако при всей важности указанных тем все-таки именно на Украине сейчас определяется геополитическое будущее.