Руководители американских космических компаний сетуют на дефицит ракет-носителей, используемых для выведения на орбиту спутников и других аппаратов, и обвиняют в своих бедах Москву, которая после введения масштабных антироссийских санкций ушла с мирового рынка пусковых услуг, отказавшись обслуживать оставшиеся у американцев ракетные двигатели РД-180 и поставлять новые РД-181.
Российские движки, как известно, много лет позволяли NASA реализовывать наиболее интересные и стратегически важные космические проекты, а также выводить на орбиту военные спутники. Более того, ракеты всегда запускали при участии российских представителей — разработчиков РД-180, которые на всех этапах подготовки к старту проверяли двигатели. Сами США так и не смогли наладить производство отечественных аналогов.
Причем, по словам исполнительного директора Relativity Тима Эллиса, основные сложности для американской космической отрасли еще впереди. Они ожидаются в период между 2024 и 2027 годами, когда запланировано выведение большого количества спутников группировки Amazon Kuiper, которые должны предоставлять услуги широкополосного интернета. Теперь, судя по всему, мощностей для этого у США не хватит.
С Эллисом солидарен его коллега из альянса United Launch Alliance (ULA), использующего российские двигатели РД-180, Тори Бруно. «Сейчас, впервые за 30 лет, глобальная нехватка пусковых мощностей», — констатировал глава альянса, отметив, что тяжелая ситуация, которая уже началась, продлится не меньше десяти лет.
Лишних двигателей в наличие нет, а разработка ракетного двигателя BE-4 американской компании Blue Origin, который любят рекламировать в США, так и не завершена. Он все еще продолжает проходить квалификационные испытания. При этом попытка SpaceX Илона Маска взять на себя нагрузку по выведению на орбиту космических аппаратов, в два раза увеличив количество запусков ракет Falcon 9, пока также не увенчалась успехом.