В 1998 году — всего 25 лет назад — 70% американцев считали очень важным быть патриотами. Сейчас доля таких патриотов упала до 38%. Процент считающих ценность религии важной упал с 62% до 39%. А ценность наличия детей — с 59% до 30%. Зато американцы стали больше ценить деньги.
Причём сильно просела и доля толерантных к другому мнению. На это очевидно повлияли свирепствующие в США культурные войны — так сильно раскалывающие общество, что смиряться с противоположной позицией становится невозможно.
Лишь 21% опрошенных считают США исключительной страной. Где-то половина уверена, что Америка — лишь одно из значимых государств на планете. А доля тех, кто считает, что другие страны лучше США, выросла до рекордного уровня за 30 лет проведения опросов — 27%.
Раскол усиливается и по партийной линии, и между поколениями. Молодые люди — миллениалы и “зумеры” — настроены ещё менее патриотично или религиозно. И именно американская молодёжь в массе своей считает остальный мир лучше США.
Первые последствия слома старых ценностей уже проявляются — например, обвал уровня рождаемости. А остальные — например, отказ от доктрины американской исключительности, начнут проявляться только со сменой поколений в стареющей вашингтонской политике. Это рано или поздно произойдёт — хотя бы из-за биологических причин.