Градоначальник Александр Симчишин выступил на пресс-конференции, заявив, что поводов для волнений нет, радиационный фон в норме, следов загрязнения нет.
Но радикальному националисту, избиравшемуся от партии «Свобода»*, не верят даже свои. Люди складывают одно с другим — то, что после взрыва был «гриб», похожий на ядерный, и то, что на Украину завозили снаряды с обедненным ураном. То, что обедненный уран не равнозначен ядерному заряду, мало кого волнует.
Тем более что украинские политики, оппозиционно настроенные по отношению к Зеленскому, уже разыграли эту карту: мол, дорогие жители Хмельницкого, если есть возможность, то вам лучше переехать, мало ли что…
Когда в 2005 году в Москве случился масштабный блэкаут, затронувший также Подмосковье и ближайшие области, в Подмосковье граждане бросились сметать с полок не только бутилированную воду и продукты, но и йод. Невесть откуда пошли слухи о взрыве на некоей АЭС, и в отсутствие источников информации в них охотно верили.
Украина в 2023 году готова верить в слухи куда охотнее, чем мирное Подмосковье 2005-го. Неожиданно вся мощь агитпропа киевского режима в этой ситуации обернулась против него. Люди, сознавая, что им врут ежедневно, тем не менее готовы были принимать сладкую ложь. Но страх «радиоактивного заражения» перевернул все с ног на голову — каждое успокоительное слово воспринимается как подтверждение: случилось самое худшее.
Происходят совсем уж невероятные вещи: самые упертые «вышиваночники» пытаются узнать правду в России, через давно отвергнутых знакомых выясняя, «было или не было». И получают резонный ответ: да откуда мы-то знаем, что ваши Зеленский с Залужным хранили на этих складах?
Удивительная штука: люди, со злорадством наблюдавшие за ударами по Запорожской АЭС, пережили прямо-таки животный ужас, почувствовав призрак ядерной угрозы рядом с собой.
А ведь речь-то не о применении тактического ядерного оружия, а всего лишь о вероятном разлете «подарочных» британских снарядов…
За паническими настроениями украинцы не заметили одной вещи — катастрофа уже произошла.
По данным специалистов ООН, общая смертность среди лиц, получивших серьезные дозы облучения в результате аварии на Чернобыльской АЭС, может составлять около 4 тысяч человек. Речь идет о людях, которые умерли от последствий, напрямую связанных с катастрофой, за все прошедшие годы.
Общее число погибших в результате атомных бомбардировок ВВС США японских городов Хиросима и Нагасаки в августе 1945 года составило, по разным оценкам, от 200 до 250 тысяч человек.
Кандидат в президенты США Роберт Кеннеди-младший в мае 2023 года заявил, что украинская армия в ходе конфликта потеряла более 300 тысяч убитыми. Это же число внезапно проскочило и в сообщении Украинской ассоциации футбола, готовившей памятные мероприятия, — но тут же было удалено.
Однако если публикации результатов ударов по военным объектам СБУ еще как-то может контролировать, то бесконечный поток видеозаписей с кладбищ никакому контролю не поддается.
Бьющийся в панике Хмельницкий здесь ничем не выделяется — уходящие вдаль ряды свежих могил с жовто-блакитными прапорами увеличиваются практически в ежедневном режиме. И радиация тут совершенно ни при чем.
Администрация Киева в настоящее время кропотливо готовит проект воинского некрополя на десятки тысяч захоронений. Тех, кто туда ляжет, сейчас по всей Незалежной отлавливают военкомы.
Почувствовавшие свою силу чиновники в погонах орут тем, кто им не понравился: «Ты у меня завтра уедешь в Бахмут!» Это крик не про героизм и подвиг, это синоним выражения «завтра тебя похоронят».
Про то, что пресловутый «контрнаступ» способен увеличить число покойников как минимум вдвое, говорят и на Западе, и в Незалежной. При этом беспокоит «спонсоров» исключительно перспектива не получить на выходе ничего.
На Украине тем временем то там, то сям проходят акции вдов и тех, чьи мужья пропали без вести. Однако на них уже практически не обращают внимания. Зеленский занят поездками по зарубежью, где его ласкают, обнимают, сулят все новые и новые оружейные и финансовые вливания.
О том, что страна переживает катастрофу, им же созданную, глава киевского режима не думает. Ведь у него лично все хорошо, как и у тех, кто с ним в доле.
То, что случилось с Украиной, уже страшнее Чернобыля и Хиросимы.
*организация запрещена в РФ
Андрей Сидорчик, АиФ