Александр Лукашенко. Фото: Didor Sadulloev / Reuters
Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал, что происходило в самые напряжённые часы военного мятежа в минувшие выходные и что на тот момент было наиболее опасным вариантом развития событий.
«Мною были отданы все распоряжения по приведению армии в полную боевую готовность…
Самое опасное, как я понял, — это не в том, какая она была, ситуация, а как она могла развиваться и ее последствия. Это было самое опасное.
Я также понял: принято жестокое решение (оно и прозвучало подтекстом в выступлении Путина) — мочить.
Я предложил Путину не торопиться. Давай, говорю, поговорим с Пригожиным, с командирами его. На что он мне сказал: „Слушай, Саша, бесполезно. Он даже трубку не берет, ни с кем разговаривать не хочет“», — рассказал Лукашенко о развитии событий 24 июня.
Он добавил, что целая бригада силовиков была готова к переброске в Россию, если бы возникла такая необходимость.
https://rusvesna.su/news/1687869624
Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал о начале переговоров с главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным.
Немалая роль в организации переговоров принадлежит генералу Юнус-Беку Евкурову, на первом этапе участвовал и директор ФСБ Александр Бортников.
«Кроме Евкурова на первом этапе и Бортникова, директора ФСБ, в этих переговорах никто не участвовал.
В 11:00 он (Пригожин, — прим. РВ) мгновенно снял трубку. То есть Евкуров его позвал, отдал ему телефон: “Вот, Президент Беларуси звонит, будешь ли разговаривать?” — „С Александром Григорьевичем буду”. Я слышу их разговор. Взял трубку. Разговор — эйфория. У Евгения полная эйфория.
Разговаривали первый раунд минут 30 на матерном языке. Исключительно. Слов матерных (я потом уже проанализировал) было в 10 раз больше, чем нормальной лексики.
Он, конечно, извинился и начал мне матерными словами рассказывать», — заявил Лукашенко
https://rusvesna.su/news/1687871706
Президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал о переговорах с основателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным.
«Ребята только с фронта. Они видели тысячи своих погибших ребят. Ребята очень обиженные, особенно командиры. И, как я понял, они очень влияли (я это предварительно вычислил) на самого Пригожина.
Да, он такой, знаете, героический парень, но на него оказывали давление и влияние очень те, кто руководил штурмовыми отрядами и видел эти смерти. И вот в этой ситуации, выскочив оттуда в Ростов, в таком полубешеном состоянии я с ним веду этот диалог», — рассказал Лукашенко.
«Я говорю: „Женя, никто тебе ни Шойгу, ни Герасимова, никого не отдаст, особенно в этой ситуации. Ты же знаешь Путина не меньше, чем я. Во-вторых, он с тобой не то что встречаться — по телефону разговаривать не будет в силу этой обстановки“.
Молчит.
„Но мы хотим справедливости! Нас хотят задушить! Мы пойдем на Москву!“ Я говорю: „На полпути тебя просто как клопа раздавят. Несмотря на то, что войска (мне об этом Путин долго говорил) отвлечены на соответствующем фронте“. Подумай, говорю, об этом. „Нет“ — такая вот эйфория», — продолжил белорусский лидер.
«Долго я его убеждал. И в конце сказал: „Знаешь, ты как хочешь можешь поступать. Но на меня не обижайся. Бригада подготовлена к переброске в Москву. И, как в 41-м, ты же книжки читаешь, образованный, умный человек, мы будем защищать Москву. Потому что данная ситуация не только в России.
Это и не только потому, что это вот наше Отечество. А потому что, не дай бог, вот эта смута пошла бы по всей России, а предпосылки для этого были колоссальные, следующими были мы“», — заключил президент Белоруссии.
https://rusvesna.su/news/1687874822
В чем Пригожин поклялся Лукашенко и какие гарантии дал ему белорусский президент?
«Разговаривая во 2-й или 3-й раз, я его предупредил. Я уже вижу, что он готов отступиться, но я его предупреждаю: "Евгений, никакого кровопролития".
Он мне поклялся. У нас, говорит, такой цели нет, и я Вам клянусь, что этого не будет», — заявил Лукашенко.
После семи раундов переговоров Пригожин в итоге отказался от своих первоначальных требований.
Следующее условие — это остановка дальнейшего движения колонны ЧВК на Москву.
«В пятом часу вечера он мне позвонил и говорит: "Александр Григорьевич, я принимаю все Ваши условия. Но что мне делать? Останавливаемся — они начнут нас мочить". Я говорю: "Не начнут. Я тебе гарантирую. Это я беру на себя», — рассказал белорусский лидер.
Лукашенко также сообщил, что значительная часть ядерного оружия уже завезена из РФ в Белоруссию, но «вагнеровцы» не будут его охранять.
По его словам, в Белоруссии не строят лагерей для «Вагнера», но при необходимости помогут с размещением.
Также Лукашенко отметил, что предложил ЧВК разместиться в одной из заброшенных частей — «пока определятся, чем им заниматься».
https://rusvesna.su/news/1687877509
«Мы пока никаких лагерей не строим. Но если они захотят, я так понимаю, они смотрят отдельные территории, мы их разместим», — сказал Лукашенко.
Он также отметил, сославшись на слова главы ЧВК Евгения Пригожина, что сейчас бойцы «Вагнера» находятся в полевых лагерях под Луганском.