Признанный мэтр американской журналистики Сеймур Херш, за долгие годы почивания на профессиональных лаврах списанный то ли в архив, то ли в утиль, похоже, после начала СВО обрёл вторую молодость и начал жечь глаголом, словно в годы своей ранней славы, в эпоху Сонгми, Уотергейта и тайных бомбардировок Камбоджи.
Не успела толком осесть медиапыль, поднятая после его разоблачений о причастности США и Норвегии к подрыву подводных газопроводов «Северный поток» и «Северный поток-2» в Балтийском море, как грянула новая сенсация от Херша: о том, что действующий хозяин Белого дома Джо Байден на полях саммита НАТО в Вильнюсе предложил президенту Турции миллиарды долларов через МВФ за согласие официальной Анкары на присоединение Швеции к Североатлантическому альянсу, и Реджеп Эрдоган это предложение американского коллеги якобы принял.
Получилась медиаподача настолько филигранная по замыслу и исполнению, что особых сомнений и, тем более, опровержений она не вызвала и в целом прошла «на ура».
Да, граничащий с цинизмом прагматизм турецкого лидера, только что, пусть не без приключений, продлившего свои полномочия до 2028 года, давно ни для кого не является секретом. И да, Турция Эрдогана с её сверхамбициозной внешней политикой сейчас переживает острейший финансово-экономический кризис, обменный курс её национальной валюты за прошедший год снизился почти в полтора раза: с 18 до 24,1 лир за доллар, бюджетный дефицит превысил 21 млрд лир, инфляция — выше отметки в 40%, а ключевую ставку национального центробанка сразу после второго тура президентских выборов пришлось повысить с 8,5% до 15% годовых.
Плюс, конечно, ликвидация последствий разрушительных землетрясений, произошедших в феврале 2023 года. То есть деньги нужны очень срочно и чем быстрее, тем лучше, поэтому позиция Турции по «шведской проблеме» изначально воспринималась как удобный способ давления на США и НАТО (вернее, даже не очень прикрытого их шантажа) со стороны официальной Анкары. Так что вроде бы всё сходится и «бьётся».
Но в данном случае всё-таки вопросы есть, и они остаются. Озвученная Хершем сумма в 11-13 млрд долл. по кредитной линии МВФ, прежде всего, принципиально не решает финансовых проблем Эрдогана, а способна лишь немного ослабить их, со «сдвигом вправо» по временной оси. Опять же, ни для кого не секрет, что главным кредитором нынешнего «турецкого султана» как минимум с 2016 года выступал и продолжает выступать лондонский Сити через спешно создаваемый новый глобальный финансовый центр в ОАЭ. При этом после недавнего примирения Саудовской Аравии с Ираном под эгидой КНР для нефтяных монархий Ближнего Востока нужда в Турции как силовом факторе существенно снизилась, что в перспективе ослабит традиционную финансовую подпитку ими власти Эрдогана. И что, по версии Херша, в этой ситуации предложил Анкаре Байден? Экономию на процентах кредита от МВФ по сравнению с обычными «рыночными» условиями и, соответственно, поддержку кредитного рейтинга страны?
Как раз на фоне фактического отказа Украине во вступлении в НАТО? Как раз в период споров о поставке Турции истребителей F-16? Как раз после явного недовольства России передачей Киеву командиров «Азова»*? Как раз после подписания контракта о производстве «Байрактаров» на территории Украины, что «по совокупности» толкает Россию к пересмотру всего комплекса отношений с Турцией?
Наконец, как раз «на флажке» очередного решения о продлении/непродлении Россией «зерновой сделки», в которой Турция предельно заинтересована? Но не только и даже не столько Турция: в ней особо заинтересованы западные агроТНК и стоящие за ними инвестфонды, для которых её действие — индикатор безопасности «порядка, основанного на правилах», свидетельство того, что российская сторона в конфликте на Украине не стремится «выйти за красные линии».
В общем, налицо некая (и на деле критическая) несоразмерность между «ценой вопроса», включая все привходящие обстоятельства, и заявленной через Сеймура Херша «ценой покупки» Реджепа Эрдогана Джо Байденом. Что дискредитирует не столько 46-го президента США и демократическую администрацию Белого дома, на что вроде бы и «подписался» этот известный американский журналист, а лично президента Турции, в том числе — с целью ослабления его поддержки со стороны России. Той самой поддержки, благодаря которой он выжил: и физически, и политически, — при попытке инспирированного тогдашними властями США (и Джо Байденом, занимавшим вице-президентский пост) военного путча в июле 2016 года. Что, в свою очередь, заставляет предположить подготовку внутриполитической атаки на действующего турецкого лидера, которая, возможно, подошла уже к завершающему этапу. И Байдена, предложившего такие «дары данайцев» Эрдогану, последний должен был бы опасаться всерьез.
Ведь если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно. Погасшая было, но с новой силой вспыхнувшая звезда журналиста Сеймура Херша, давно и прочно связанного как раз с верхушкой Демократической партии США, вряд ли является исключением из этого общего правила.
* — террористическая организация, запрещенная в России.