Феномен последних двадцати лет, когда к власти на коллективном Западе приходят поверхностные, однобоко образованные, враждебные интересам своих стран политики и руководители – имеет пугающее, но вполне рациональное объяснение.
Нет, «глубинное мировое правительство» не поразил маразм на всю голову, и дело тут не в снобизме, а в точно ухваченном принципе «чем хуже – тем лучше». Насаждение в официальной власти Запада дегенератов производится вполне сознательно. Эта проблема имеет минимум три «дна»: медицинское, идеологическое и социо-культурное. Я пока уберу из уравнения первое, на вкусненькое оставлю второе, а сейчас мы рассмотрим третье.
В 1976 году знаменитый итальянский историк Карло Чиполла неожиданно публикует работу «Основные законы человеческой глупости». Для особо ленивых перечислю вкратце пять фундаментальных законов Чипполы:
Если совсем кратко, то Карло Чиполла пришёл к таким выводам (порой спорным) не от полёта безудержной фантазии, а проведя исторический анализ состояния «здоровья» некоторых обществ Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, новых времён. В результате он пришел к убеждению: число глупцов во все времена – величина постоянная, на их количество не влияет время, пространство, религиозные, расовые, имущественные, классовые, социо-культурные или исторические переменные.
Но есть нюанс. Когда обществом руководят выдающиеся и умные люди, они способные провести мобилизацию элит и унасекомить процессы морально-духовного разложения, декаданса и наладить чётко работающую систему социальных связей сверху донизу. Нормальные члены общества просто не позволяют глупцам быть активными, наносить вред себе и окружающим.
Вот схема Чипполы – по ней люди делятся на 5 типов:
Как только общество впадает в состояние упадка по самым разным экономическим, политическим, династическим или историческим причинам – глупцы небывало активизируются, начинают совершать всё большее число деструктивных действий. Даже приходят во власть. В этом случае итог всегда печален, рычаги управления захватывают так называемые “бандиты” (преступники), опирающиеся на глупых людей, подавляя активность умных и простаков.
Теория Чиполлы вполне применима к почти любой стране пресловутого коллективного Запада, либо к самой макро-системе англосаксонской или германо-романской типов цивилизации. Пока элиты и каждая страта общества воспроизводили инициативных, умных, рассудительных и предприимчивых людей – дела пёрли в гору. Поскольку они работали на общее благо, своим холодным расчётом, разными видами насилия, двигали вперёд прогресс, преодолевали кризисы.
Но наступили другие времена, исторически они тоже нащупываются. Вторую «теорию глупости» нам разработал немецкий богослов Дитрих Бонхёффер, оставивший после себя бессмертное: «Глупость – более опасный враг добру, чем зло». Написано в 1943-м году, относилось к десятилетнему «юбилею» прихода к власти Гитлера.
Сам герр Дитрих являлся членом небольшой группы Сопротивления, попал в лапы гестапо, после двух лет пребывания в концлагере был казнён. Но его размышления о природе Зла и Глупости крайне любопытны.
Итак, рассматривая краткий по историческим меркам миг истории Третьего Рейха бесноватого Адольфа, богослов Бонхёффер утверждал: зло можно безошибочно определить, облечь в понятные методологические величины, взвесить и измерить. С ним можно бороться, разоблачать, даже победить. Зло порождает людскую тревогу и саморазрушение общества, но гангрену можно купировать юридическими или силовыми методами, социальными барьерами. А вот против глупости лекарства нет, увы.
«Глупость не изменят ни споры, ни сила. Неудобным фактам можно просто не верить — глупец противопоставит им критику, а неоспоримые факты назовёт исключением. В отличие от злодея, дурак полностью самодоволен. И он легко становится опасным, ибо его нетрудно сделать агрессивным. Поэтому с глупыми осторожность важнее, чем со злонамеренными. И никогда не пытайтесь аргументировать идиотам – это рискованно и бессмысленно».
Согласно Бонхёфферу, природа глупости неотделима от каждого человека, его сознания и воспроизводится простой механикой социального воспитания члена общества с доисторических времён. Через коллектив и общение глупость постоянно вырывается наружу, подчиняет себе различные сообщества, страты, социальные группы, даже целые государства. Именно поэтому люди, которые сознательно самоизолируются, либо максимально ограничивают контакты с внешним миром – становятся более мудрыми, рассудительными, не подвержены массовым психозам, пропаганде, модным поветриям. Они не сразу, но изживают дефект глупости, который основан на чрезмерной общительности, подверженности «общественному мнению».
Главный вывод немецкого богослова прост: глупость не является проблемой психологической, либо интеллектуальной, она порождение социальное. Деяние одного глупца может нанести вред ему и нескольким окружающим. Но когда глупость овладевает группой людей – разрушения могут стать заметными, социальной группой – необратимыми, элитарной – смертельно опасной для всего общества в целом. Накидываем на это «эффект толпы», когда каждый атом по отдельности может быть профессором с тремя высшими образованиями, но, соединяясь в безликую массу, этот профессор превращается в разнузданный люмпен без социальных руля и ветрил.
Это давно научными методами исследовано: человеческое безумие легче овладевает не отдельным индивидом, а группой людей. Способными настоять ослиным упрямством на неправильном ответе при общем давлении на единственного умника.
То есть, интеллект и рассудительность, осторожность и адекватное восприятие действительности почти всегда проигрывают силе, густо заквашенной на глупости, некомпетентности, необразованности, мистицизме, социальных пороках. Всегда.
Именно поэтому любой закат цивилизации начинается с одного: появлению популистов, мошенников, манипуляторов общественным сознанием. Им свойственно упрямство, наглость, одержимость. Исчезает логика, причинно-следственные связи. Словно кто-то выкручивает из каждой отдельной головы предохранители, функциональные в быту, личной жизни. Под очарованием харизмы глупца, его убеждённости в собственной правоте и благодаря манипулятивно-эмоциональным технологиям получается политическое или социо-культурное зомби, которому чужда рациональность, методология сбора и обработки фактов. Он говорит и мыслит клише, лозунгами, набором крылатых фраз и простых понятий.
Цивилизация и общественная ткань общества всегда начинали расползаться, когда для решения сложных проблем предлагались простые решения. Это в математике такой рационализм работает, но не в сложном человеческом обществе. Оно в таком нарративе немедленно создаёт кумиров, начинает поиск «козлищ» и еретиков, всеми силами их давит, либо физически уничтожает.
Так работает система «свой-чужой» на всем протяжении эволюции, и только умные и сильные лидеры могли управлять человеческим стадом, направляя его тёмную энергию глупости на решение продуктивных целей для всеобщего блага.
Но когда такие цели не ставятся, власть глупцов заражает огромные массы людей иррациональным мышлением. Чтобы далеко не ходить за примерами, стоит чуть внимательнее посмотреть на некоторые огромные группы в социальных сетях. Живущих в сформированных маркетологам и машинным интеллектом «рекомендациях и предложениях». Они формируют всю среду обитания, а групповое мышление не позволяет ленивому разумом пользователю выбрать альтернативу. Всему: продуктам питания, одежде, культуре, манере общаться, политическим взглядам.
А манипулятивные технологии подмены понятий состояние усугубляют, они рассчитаны на простой закон психики: человеческий разум восприимчив к обману, сам желает погрузить себя в зону спокойствия и комфорта. “Обманываться рад”, если классика вспомнить. Где начинается невинный обман, там потом прорастает полуправда, а затем расцветает чудовищная ложь. Постоянно транслируемая популистами, болтунами, а порой – сознательными профессионалами, прекрасно образованными и компетентными. Умеющими снимать социо-культурные барьеры и «якорить» новые извращённые понятия. Всегда эмоциональные, рассчитанные на малый набор поведенческих инстинктов толпы.
«Не стоит считать большинство людей идиотами в любых обстоятельствах. Глупость масс зависит от ожиданий их правителей – получают ли власти выгоду от глупости общества или от его независимости и мудрости» — Дитрих Бонхёффер.
Чтобы не закапываться в частности и персоналии, распутывая (в принципе однотипные) биографии самых странных политических деятелей Европы, Канады, Австралии, Японии, Южной Кореи – предпочту сразу поднять планку аналитики выше. Постараться ответить на вопрос: какую именно идеологию данные персонажи исповедают и обслуживают, какие принципы настойчиво продвигают. А ответ родится сам собой, стоит лишь вопрос структурировать, разложив на несколько простых составляющих.
Итак, перед нами крайняя форма либерализма постиндустриального общества западной цивилизации, если брать философские категории. Характеризуется он полной неспособностью решить накопившиеся проблемы индустриального общества: технологические, экологические, глобалистские, самое главное – идеологические и социальные. Ресурсы планеты далеки от исчерпания, но они становятся всё дороже, население растёт, бывшие колонии Запада вырываются из нищеты и тоже хотят высокие социальные стандарты жизни.
Для коррекции такой возмутительной ситуации и создана идеология либерализма, очень далёкая от замысла Отцов-Основателей: философа Джона Локка, юриста Иеремии Бентама, экономиста Джона Стюарта Милля, утописта-мыслителя Анри Сен-Симона, социалистов Шарля Фурье и Роберта Оуэна. Их труды с идеями нещадно препарировали, извлекли несвязный между собой набор идеологических субпродуктов – и сшили странного Франкенштейна.
Олигархическую капиталократию там назвали «свободой капитала и торговли», сделав ставку на создание безудержного потребителя и крайне эгоистического индивида, полностью подконтрольного социальным инструментам принуждения: безликим политическим партиям, транснациональным СМИ и соцсетям. Если хотите, механизмам отрицательного социал-дарвинизма, когда конкуренция отбора руководителей и лидеров является абсолютно управляемым процессом. Не в отдельной стране, а в целой группе.
Следите – нет, не за руками автора, но за логикой самого либерализма. Ведь главная священная корова либеральной риторики – свобода. Извращённая до простых и циничных постулатов, где нет «свободы человека», а есть защищенные страшными законами: свобода перемещения капитала, извлечения наживы и выгоды любыми способами, права частной собственности и интереса. Гражданин либерального мира должен деньги зарабатывать – и немедленно деньги тратить, никаких накоплений, и как можно больше кредитов, чтобы попадать под первый уровень контроля.
Перед нами капитализм чистой воды, возведённый в абсолют, когда есть лишь одна свобода – наживы.
Любое общественное обсуждение о расходовании коллективно заработанного должно быть исключено, либо заменено симулякрами и суррогатами (парламенты, правительства, фонды и проч.). Либерализму необходим чистой воды эгоист, а их сообщество обязано стоять на позициях пропаганды преобладания над общественным – личного интереса и желания, всё остальное враждебно.
А как балансировать такую разноголосицу и хаос, чтобы общество не распалось на миллиарды отдельных атомов-эгоистов? Заставить играть в социальные игры. Называются эти игры «гражданским обществом», тоже изобретением либерализма. Всегда противопоставляющим себя институту государства. С простыми и понятными постулатами: власть не имеет права вмешиваться в «частную жизнь», обязательно должна «слышать народ», идти у него на поводу и обслуживать «свободу предпринимательства/совести/политических/общественных свобод» (нужное подчеркнуть).
Исход у этого будет один, прекрасно проиллюстрированный либеральными моделями государств англосаксонского мира: концентрация огромных капиталов у немногочисленной и неподотчётной прослойки населения, подконтрольные ветви власти, монополизм во всех сферах.
Сегодня идеология «гражданского общества» каждой отдельной страны трансформирована в интеллектуальный и финансовый инструмент/институцию под названием «Открытое общество», его архитекторами считаются небезызвестные Бжезинский, Хайек, Шваб и Сорос. Целью является глобализация не только капиталов и неконтролируемое их перемещение по планете, но и создание социальной модели мироустройства с тотальным опосредованным контролем. Оно должно быть исключительно капиталистическим, но есть нюанс – подчиненным единому центру, трём-четырём сотням богатейших семей США, транснациональным корпорациям.
Что здесь идеологического? Всё просто, последние двадцать лет усиленно формируется миф, как удобен «мир без границ». На деле человек становится номадом, нео-кочевником без роду-племени. А для сферы услуг и маркетинга – обычным товаром, мелкой купюрой или любой другой оценочной величиной монетизации его знаний, работоспособности, здоровья, состояния, образа жизни/ценностей/привычек, предпочтений в потреблении.
С максимальной дегуманизацией, чтобы не было этнического, национального, культурного, конфессионального и прочих «якорей», которыми всегда пользуются сильные государственные институты для сплочения наций.
Паук Сорос чем хорош стал в старости – перестал кривляться и драпировать идеологию красивыми словами, говоря прямо: «Рыночная экономика новых времён – это все, что угодно, только не общество. Каждый должен защищать свои интересы, и прежние моральные нормы являются препятствием».
А если почитать его книгу «Кризис капитализма» (людям с крепкой психикой рекомендую), там идеология «открытого общества» описана досконально и откровенно: прежняя мораль эксплуатируется нечистоплотными предпринимателями, пора переходить на монетарные величины оценки ценностей (т.е. в виде денег, баллов). Их легко измерить, заставить окружающих дорожить и считаться с ними, стремиться к увеличению капитализации.
Вот так, честно и откровенно. А большой друг Сороса, – французский экономист, банкир и писатель Жак Аттали ещё в 80-х годах прошлого века сформулировал конечную стадию развития Человека «открытого общества»: искусственно воспроизводящийся товар, носитель оценочной стоимости и полезности для общества (рентабельности). Из индивидуальности должна остаться лишь «магнитная карта» с привязкой к банковскому счёту. Она же – паспорт, чековая книжка, медицинская карта, телефон, документ на право собственности и так далее. Цифровизация всех сфер жизни, старательно продвигаемая и у нас.
Как там старик Киссинджер (убеждённый антиглобалист) говаривал: «европейские элиты деградируют, реальная власть в мире принадлежит людям, которых никто никуда не выбирал». Патриот США, он про американские элиты забыл упомянуть, а ведь рыба она с головы обычно гниет. Но не суть, Киссинджер прав в том, что первой падёт Европа, змея укусила себя за хвост, но её яд настолько быстро мутировал, что стал для общего организма ультра-либерализма смертелен.
Теории глупости Карло Чиполла и Дитриха Бонхёффера – они про социальные группы, вообще-то. Которые подхватывают на фоне разложения социо-культурной ткани общества вирус неверной оценки происходящего, когда простыми решениями (сегодня больше информационно-пропагандистскими) пытаются решить сложнейшие фактические проблемы, накопленные за столетие минимум. Но центр принятия решений находится где? Вот там и нужно искать первопричину деградации политических и общественных элит.
Хорошо, пусть будет Европа. Янки после второй мировой занимались воспитанием здешних политиков, старательно обучали целые поколения перспективных, но полностью послушных молодых людей в рамках бесчисленных программ «Трансатлантической Солидарности», куда вбуханы сотни миллиардов долларов. Вот и результат, получите-распишитесь. Хотели ручного управления из Вашингтона и Уолл-Стрит? Вот оно и получено.
Только такая система хороша лишь в одном случае – когда принимающий решения мозг холоден, расчётлив, здоров. Самое главное – работает на общее благо, пусть оно капиталистическое по сути, но корма в нём худо-бедно хватает всем.
А когда пресловутое «теневое правительство» начинает безудержную капитализацию личных активов, прикрывает банальный грабёж коррумпированными или другими способами взятыми на поводок президентами, премьер-министрами, канцлерами, парламентами – они переносят свои манеры и повадки на личную кормовую базу, заражают «глупостью» решений Систему сверху донизу.
Да, Сорос и стоящие за ним несколько сотен богатейших семей планеты обрели свою мечту, они богаче и влиятельнее любого государства в мире. Им нравится покупать президентов и премьеров, политические партии, решать за этой ширмой свои паучьи дела. Но так общество не может развиваться и самовоспроизводиться, история говорит – движение вперёд возможно только в борьбе характеров и свежих идей. А не рекламных кампаний, когда главой Великой Франции становится банковский клерк, Великой Британии – никем не избранный финансист, Великой Германии – неприметный и бесталанный бургомистр.
А от лица Гегемона теперь выступает – ну сами видите кто.
Когда политики полностью разучились мыслить стратегически, им подвластны только судорожные тактические рефлексии. И безудержный пиар, чтобы удержаться при власти. А что там до развития страны, отстаивания национальных интересов и прочего – у ставленников «теневого правительства» об этом нет ни малейшего представления. Они не прошли жизненный путь кризисных менеджеров уровня Сталина, Черчилля, Рузвельта, Тэтчер, де Голля, Брандта и т.д. Они не жили в эпоху великих потрясений, страшных войн, социальных катаклизмов. А лишь суровые времена рождают великих людей. Или хотя бы адекватных. Способных критическую массу глупцов привести к общему знаменателю, не позволять им активничать и подминать под себя массы простаков, позволяя наживаться расчетливым бандитам.
Нет никакого злого умысла о мировом хаосе у кукловодов, они давно оказались в ситуации, когда хвост начинал вилять собакой. Утопические идеи «глобализма» и разрушения традиционного общества обросли тьмой исполнителей без убеждений, нужного образования, воспитания и жизненного опыта. Для исполнения прямых политических директив они ограниченно годны, но для созидания и даже сохранения благосостояния своих хозяев … увы, компетенций не приобрели.
Неверная изначально постановка задачи приводит к снежному кому «казусов исполнителей». Теория глупости… Каков поп, таков и приход.
Материал: https://jurii45.livejournal.com/603086.html