Вряд ли вы знаете этого человека. Он более известен за границей, чем в России, а именно – в кругах русских эмигрантов, которые его ненавидят.
За что Виктора Фридмана до сих пор недобро поминает русскоязычные граждане Америки? Уж конечно, не за то, что он возвращенец. А за то, что он идейный возвращенец. И больше того, он - знамя всех возвращенцев.
В Америке Виктор Фридман оставил дом, жену, которая не согласилась возвращаться в Россию и многотысячную зарплату. Здесь у него съёмная квартира, две работы и совокупная зарплата в полторы штуки баксов.
- Вот тебе теперь, наверное, лафа – жена далеко, а квартира свободна. Девушек можно водить.
- Есть такой момент. И, кстати, немаловажный! В Америке-то с сексом дело обстоит просто отвратительно. Во-первых, за малейшие поползновения тебя могут обвинить в харассменте*. Во-вторых, люди, которые приезжают из Америки в Россию – без разницы, американцы или бывшие наши – первое время ходят по улицам и просто любуются на наших женщин. Потому что на американок без слез не взглянешь – толстые, страшные…
- Я слышал, что эмигранты в Америке имеют дело только с русскими женщинами.
- Причём, ловить их нужно сразу по прилёте, ещё в аэропорту. Пока не скурвились. Потому что они очень быстро портятся - американизируются. Это я по своей жене имел неудовольствие пронаблюдать. Здесь, правда, есть и моя вина – не уследил. Она на 11 лет младше меня, практически я брал ребёнка на воспитание. Но поскольку я много работал, должного внимания уделить воспитанию не мог. И зараза политкорректности, американщины проникла в её неокрепшую голову.
Вот маленький пример. Недавно она приезжала в Москву, в гости к родителям. А её родители торгуют на одном из московских рынков. И на всем рынке они практически единственные белые люди, соответственно, вопрос национального самоопределения стоит довольно остро. Ну, и я в полушутку предложил тост «за белого человека». В ответ жена не только демонстративно отказалась с нами пить, но и на полном серьёзе, чуть не со слезой с пафосом понесла какую-то пошлятину про равенство людей всех рас… Ужас, уши вянут! Плюс все эти феминистические заморочки, постоянные попытки уличить в том, что её женские права ущемляются… Ребёнка испортила пропаганда, я считаю. У меня-то ещё с советских времён был иммунитет против пропаганды. Поэтому, когда я приехал в Америку и увидел по телевизору то же самое… мне сразу ясно стало, откуда все это идёт на американском ТВ, ветер там дует всегда из одного места.
- С капитолийского холма?
- Нет. Из Израиля.
- Странно слышать это от человека с фамилией Фридман.
- Моя фамилия не затеняет мне зрение. Я вообще из Америки вернулся антисемитом и с глубочайшим убеждением, что Америка стала стратегическим придатком Израиля. Американские евреи вообще оказывают очень сильное влияние на политику США, но это отдельная тема… И не это заставило меня вернуться. И даже не отсутствие красивых и женственных женщин. А просто нормальному человеку жить в Америке невозможно. Мне чужд их менталитет, их шкала ценностей…
Разочарования накапливались по капельке. Я люблю жить в городе с большими домами, а американские города – просто большие деревни. Трёхэтажный дом здесь - уже башня. Нет, есть, конечно, крохотный Даун-таун с небоскрёбами, но вокруг – частный сектор. Это было первое и самое маленькое разочарование. Вторым были абсолютно безвкусные американские продукты. Когда ты каждый день жуёшь опилки, полностью пропадает удовольствие от пищи. Молоко у них неделями не киснет, потому что напичкано консервантами… Но ужаснее всего искусственные отношения между людьми, их резиновые улыбки. Помню, на первой работе меня в одну из пятниц коллеги с улыбками проводили домой, пожелали счастливых выходных, а как только за мной закрылась дверь, тут же выслали мне домой факс об увольнении. За что уволили, я до сих пор не знаю.
- Мало улыбался.
- Не иначе… Невозможно привыкнуть, когда все стучат друг на друга. Если ты опоздал на работу, тебя не будут, как у нас в России часами прикрывать, напротив – при опоздании даже на две минуты тебя заложит ближайший коллега. Это просто этика поведения. Я читал в одной из американских газет статью, в которой уважаемый человек, имеющий на радио свое ток-шоу, давал советы, как продвинуться по службе. Причём, это не был фельетон, как думают все россияне, когда я им рассказываю про этот материал. Это были серьёзные советы начинающим карьеристам: «Если кто-то взял с работы карандаш домой – настучите.» «Узнайте, чем увлекается ваш начальник и постарайтесь увлечься тем же.» «Если кто-то сказал плохое о начальнике – немедленно донесите ему.» Я бы не хотел, чтобы мои дети стали такими подонками…
Я бы не хотел, чтобы мои дети были также тупы, как американы. Состояние тамошнего образования просто ужасно. Выпускники школы не могут написать без ошибок собственное имя. Выпускники колледжа не знают элементарной географии. Подруга моей жена спрашивала меня: «Европа - это во Франции?..»
Я бы не хотел, чтобы мои будущие дети погибли от шальной пули. Один неправильный поворот руля, и ты можешь никогда не вернуться домой: в американских городах есть кварталы, в которые не суются даже полицейские. У мамы знакомые поехали покупать подержанную машину. А где дешёвые машины? В бедных районах. Долго искали, заехали куда-то к черту на рога. На них удивлённо смотрела грязная детвора, которая до этого белых людей только по телевизору видела. Хорошо ещё, что не нашли - им встретился случайный полицейский, который безмерно удивился, увидев здесь приличных белых, спросил, что они тут делают. Те показали ему бумажку с адресом. Коп посоветовал ни в коем случае по этому адресу не ездить, если они хотят жить…
Но окончательно добило состояние тамошней медицины. Однажды я получил растяжение. Страховка у меня была. Пришёл в больницу. Говорю: так и так - травма, жуткая боль, не могу рукой пошевелить, дайте обезболивающее. Они это пропустили мимо ушей. Сначала спросили, есть ли у меня страховая карточка, начали заполнять бланки, давление мерить. Потом связались по телефону с моей страховой компаний. После чего сообщили мне: «Ваша страховая компания решила, что у вас недостаточно серьёзная травма, чтобы мы вам оказывали помощь.» Так работает вся американская медицина – иногда страховая компания даже указывает врачам, что им делать, кого лечить, сколько стульев для посетителей должно стоять в приёмной!
Когда мою маму привезли в жутком состоянии в больницу, они три часа лежала на каталке в коридоре, к ней подходили по очереди восемь врачей, и каждый записывал одно и помощь не оказывали. Хотелось набить кому-то морду…
- У моей жены подруга с открытым переломом руки час сидела в очереди в американской клинике. И только когда муж устроил скандал, ей наконец вкололи обезболивающее и посадили обратно в очередь.
- Я уж не говорю о ценах на лечение. Иногда бывает дешевле слетать в Россию и вырезать аппендикс в Москве, чем делать это в Америке. Поскольку медицина – дело денежное, туда стремится уйма народу. А, учитывая уровень образования и уровень тупости аборигенов, не приходится удивляться, что в Америке каждый год умирает от 40 до 90 тысяч человек из-за врачебных ошибок или некомпетентности – это официальные данные…
- Почему же бывшие эмигранты так яростно защищают Америку?
- Они не только защищают Америку. Эмигранты очень любят отыскивать в прессе что-нибудь плохое о России. Каждый раз они радуются, поскольку это в очередной раз доказывает им, что они сделали правильный выбор, уехав в Америку. Даже если жизнь в США для них вовсе не сахар… Поэтому многие там до сих пор не верят, что Фридман вернулся: из Америки не уезжают! Для них вернуться в Россию все равно, что воскреснуть из мёртвых.
- Ну и как тебе новая старая родина – Россия?
- Просыпаясь утром, я вижу за окном снег и до сих пор не могу в это поверить. Я здесь каждый день просыпаюсь счастливым. Тебе этого не понять. Ты не уезжал. Приехав, я первое время просто балдел от Москвы. Здесь можно просто ходить по улицам – абсолютное большинство американских городов к этому просто не приспособлено! Здесь настоящие друзья. Здесь я посещаю концерты классической музыки и вижу в зале молодёжь - в Америке на классику ходят только старики. Я купил себе лыжи и хожу в Тимирязевский парк кататься. Здесь есть общественный транспорт, в котором можно почитать книгу! Даже российское телевидение, которое здесь все ругают, в сто раз интереснее американского. 15 бесплатных каналов!
- Хорошо. А что тебе здесь не нравится? Россия ведь далеко не идеальная страна.
- Да, перед переездом меня пугали невыносимыми трудностями бытия в России. Почему-то все эмигранты, начиная разговор об этом, вспоминают пресловутое отключение горячей воды летом на месяц. Это правда. Но я купил проточный электрический обогреватель, и теперь у меня нет проблемы с тазиками и ковшиками.
Мне не нравятся московские менты. Московская милиция – просто позор для страны… Не нравится практически поголовное курение. После посещение кафе, клуба или боулинга приходится всю одежду отправлять в стиральную машину… Не нравится здешняя культура вождения, точнее, её полное отсутствие. Причём, чем паршивее машина, тем наглее водитель. «Мерседес» скорее пропустит пешехода, чем ржавая «копейка»… Не нравится ужасная телефонная связь… Но самая большая претензия – почему в России делают такую жёсткую туалетную бумагу?..
Послесловие:
С момента взятия этого интервью прошло пять лет. С тех пор в жизни Фридмана кое-что изменилось. Он приобрёл квартиру в Люберцах, сменил несколько машин, познакомился с весёлой девахой и живёт с ней припеваючи, пописывая книги. Обильно и вкусно кушает.
*Харассмент - Домогательство — причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Такое поведение может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.
Надо заметить, что под термином "домогательство" понимается не только сексуальное домогательство, но и любое другое домогательство, в отличие от широко распространённого (ошибочного) мнения. Во многих странах закон ограничивает возможность такого давления, юридические трактовки подобных действий различаются в разных культурах.
В Соединённых Штатах первые судебные дела о сексуальных домогательствах появились ещё в 70-е годы XX века.