Меня достаточно часто спрашивают (иногда с издёвкой, иногда с надеждой) «Если там в Штатах всё так плохо и пузыри, то когда это всё лопнет?».
Специально для ответа на этот вопрос пообщался с коллегами, которые больше специализируются на торговле ценными бумагами. Ибо теоретические знания и аналитика – это хорошо, а практический опыт и знание тонкостей и нюансов – это бесценно.
Ответ логичный и на самом деле предсказуемый (просто нужно знать эти самые нюансы).
Рынок деривативов в несколько раз больше, чем размер всей мировой экономики (реальной, разумеется). Это безумие. И весь этот огромный пузырь держится за счёт «revolving credit», то есть возобновляемых кредитов.
Цитата: «По действующим в США правилам владелец кредитной карты имеет право полностью выбирать её лимит, а погашать обязан лишь минимально установленную ежемесячную сумму. Наступление же финансовых трудностей до сих пор большой проблемы не представляло: всегда можно было завести себе новую кредитную карточку и за её счет рефинансироваться. По мере роста процентов выдержать такую авантюрную модель потребления становится все более затруднительно».
Но это не только потребительских кредиток касается, так целые корпорации (зачастую глубоко убыточные) продолжают своё существование – занимая, чтобы отдать прошлые кредиты. «Зомби-компании», мы много об этом пишем. Занимают под залог капитализации, именно поэтому такое отчаянное внимание к текущей цене акций.
Длительное время вся эта некромантия подпитывалась за счёт обезумевшего печатного станка и сверхдешёвых кредитов.
Но теперь ставка ФРС не 0,25-0,5%, как это было несколько лет назад, а 5,25-5,5%. И перекредитовываться придётся не под 2%, как раньше, а под 8%. В четыре раза больше.
То есть сейчас среднестатистическое домохозяйство в США, согласно статистике, тратит на обслуживание кредитов 14-18% своего ежемесячного дохода. А будет 56-72%. Чистая математика.
Собственно, всё это мне давно известно, я об этом писал. Что нуждалось в уточнении – это за какой срок основная масса «ценных бумаг» со старой процентной ставкой будет заменена на новые и обслуживание долга вырастет в четыре раза.
Так вот, вчера я этот срок узнал – примерно два года, 24 месяца.
Если помните. то доктор Майкл Бьюрри тоже долго ждал в прошлый раз, пока лопнуло. Но лопнуло.
То есть обрушиться может в любой момент с ежемесячным повышением матожидания к пределу осенью 2025 года.
Конечно, как любая модель, эта проще, чем реальность. И реальность может вносить свои коррективы (причём в обе стороны).
Но в целом текущий прогноз именно такой.
P.S. А ведь у нас тоже есть отдельные экономисты, которые кричали (некоторые до сих пор кричат), что «Нам нужно больше кредитов! Кредиты – это стимул экономики! Хотим как в США!».