Почти половина истребителей пятого поколения F-35, находящихся на вооружении Вооруженных сил США, не летают. Это связано с трудностями в обслуживании "суперсамолётов". Польша уже заказала 32 таких машины за $4,6 млрд. В будущем это означает для нас дополнительные расходы, связанные с их ремонтом.
В течение многих лет Lockheed Martin не могла справиться с исправлением ошибок, уязвимостей и дефектов, в основном в программном обеспечении самолётов, а периодические простои в производстве угрожали значительными задержками в их поставках.
Недавно агентство Министерства обороны США, Объединённое управление программ (JPO), также приостановило поставки F-35 из-за проблемы с вибрацией двигателя, известной как гармонический резонанс. Полёты возобновились в марте 2023 года после того, как JPO заказала модернизацию двигателя.
Однако уже несколько месяцев спустя представитель JPO F-35 сообщил, что, начиная с июля 2023 года, недавно построенные F-35, оснащённые оборудованием Tech Refresh 3 (TR-3) Block 4, не будут приняты правительством до тех пор, пока не будут завершены текущие испытания системы.
Пакет F-35 TR3 Block 4 даёт самолету множество новых возможностей для повышения его боевой эффективности. Включает в себя более 75 существенных модификаций: большие возможности ведения радиоэлектронного боя, возможность нести дополнительные снаряды и штурмовое воооружение, лучшая оптоэлектронная система визуализации тактической ситуации.
Расс Гомер, представитель программы JPO, подтвердил, что предоставление военным боевых самолетов является приоритетом, но поставка новых самолетов F-35 будет приостановлена до завершения текущих испытаний. Опять же, они должны быть проведены с декабря 2023 года по апрель 2024 года.
Недавно выяснилось, что это не все проблемы, которые у американцев возникают с F-35. Это не радостная информация не только для США. Счётная палата США выявила количество многоцелевых истребителей F-35, которые в настоящее время не могут оторваться от Земли.
Согласно отчету, опубликованному в цифровом журнале Breaking Defense, только 55%. истребители пятого поколения F-35 в Вооружённых Силах США способны выполнять боевые задачи (в отчёте учитывается по состоянию на март 2023 года).
При наличии 550 этих истребителей во всех версиях, которыми обладают Соединённые Штаты, это составляет под 250 штук „заземлённых F-35”, однако в любом случае это число намного выше ожиданий.
Целевой показатель оперативных, способных к немедленному взлёту и непродолжительному ремонту и капитальному ремонту самолетов F-35A должен составлять 90%, а в версиях F-35B и F-35C - 85%. К сожалению, эксплуатация новых самолетов производства Lockheed Martin также несёт в себе много проблем.
Как поясняется в отчёте, показатель степени оперативной готовности самолетов ниже, по крайней мере, на 40% - это связано с трудностями в доступе к запасным частям и небольшим потенциалом для самостоятельного ремонта машин военными механиками.
Хотя, по прогнозам, 65% истребителей должна иметь возможность отремонтирована и обслужена военными, в настоящее время до 73% поврежденных компонентов отправлеются на ремонт производителям, которые не хотят делиться с военными техническими деталями, которые улучшат ремонт.
В свою очередь, машины, которые могут быть отремонтированы военными техниками, проводят в ремцехах вдвое больше времени, чем ожидалось. По состоянию на март 2023 года для их ремонта потребовалось 10 тыс. запчастей.
Чтобы сохранить боеспособность машин, Пентагон принял решение о покупке пакета новых запчастей. Дополнительным препятствием остаётся тот факт, что, несмотря на официальное появление истребителя F-35 только в трех версиях (A, B и C), с точки зрения механиков существует аж... четырнадцать различных версий этого самолета.
Такое разделение связано с различными конфигурациями и модернизациями, которым подвергаются машины на постоянной основе, что делает проблему отсутствия внутренних ремонтных возможностей армии критической.
Предполагается, что доведение до системного решения проблемы продлится до 2027 года, полный комплект запасных частей армия США должна получить к 2030 году.
Польша заказала 32 самолета F-35 за $4,6 млрд. Первые машины, по заявлению Матеуша Моравецкого, поступят польским пилотам в следующем году. Если это действительно так, мы получим только 2-4 самолета для обучения пилотов. Дальнейшие поставки будут отложены...
Всё указывает на то, что наряду с всё ещё высокими закупочными ценами на эти машины (одна стоит более $87 млн.) и стоимостью всего жизненного цикла самолётов, нашей стране придётся дополнительно иметь дело с очень громоздким обслуживанием их парка.
Влодек Калета