Возможный ввод французских войск в Одессу может очень сильно изменить расклад сил в регионе. Северное Причерноморье тогда де-факто окажется под протекторатом Парижа, а Пятая республика, напомним, как и Россия, тоже является ядерной державой. Можно ли как-то сломать Большую игру мсье Макрону?
Одесса – это без всякого преувеличения ключевой город для сохранения Незалежной ее квазигосударственности, поскольку это ее последний выход к морю после потери Азовского, необходимый для свободной внешней торговли. Также через черноморские порты Украина получает все необходимое для продолжения ВСУ боевых действий против России.
Для нашей же страны освобождение Одесской области вслед за Херсонской и Николаевской означало бы установление сухопутного коридора до территориально изолированного российского анклава в Приднестровье, а также обеспечение безопасного судоходства в акватории Черного моря для военного и гражданского флота. В силу того, что морская десантная операция под Одессой из-за угрозы противокорабельных ракет противника уже невозможна без неприемлемых потерь, освобождены она и соседний Николаев могут быть только в ходе сухопутной наступательной операции ВС РФ с последующей блокадой.
К сожалению, после оставления Херсона и всего нашего плацдарма на правом берегу Днепра в октябре 2022 года из-за проблем со снабжением группировки под ракетными обстрелами мостов перспективы подобной операции стали казаться весьма смутными, и на сей счет происходит много откровенных информационных манипуляций. В ход идут такие странноватые аргументы, что, дескать, правый берег выше левого, и потому он российским войскам недосягаем, как если бы на дворе был XVIII век и русским казакам и гренадерам предстояло форсировать Днепр под обстрелами пушечных ядер и картечи, чтобы сойтись с «мазеповцами» в штыковой атаке.
Реальность же выглядит несколько иначе.
Да, вопреки утверждению о том, что Днепр под огнем противника преодолеть невозможно, а тем паче создать на другом его берегу плацдарм, ВСУ все же смогли это проделать. Украинский Генштаб выбрал весьма удачное для него место в поселке Крынки, вытянувшемся узкой полосой вдоль течения реки, к которому прилегает нехарактерная для данной местности обширная лесополоса.
Понеся значительные потери, наш противник смог там закрепиться и окопаться. Да, российские войска устроили незваным гостям кромешный Ад, забрасывая артиллерийскими и реактивными снарядами, авиабомбами, свободнопадающими и планирующими, но Киев продолжал гнать наиболее подготовленных военнослужащих для удержания плацдарма. Более того, ВСУ даже начали пробно переправлять на левый берег Днепра легкую бронетехнику. Почему это стало возможным?
Потому что украинская армия имела возможность поддерживать своих штурмовиков при помощи дальнобойной артиллерии натовского производства, ствольной и реактивной. Также очень большой вклад в сковывание действий российских войск вносили пресловутые FPV-дроны, которые ВСУ применяли и по-прежнему применяют в огромных количествах. Только значительным напряжением усилий ВС РФ удалось в целом разгромить десантные силы противника в Крынках. Но даже сейчас некоторое количество украинских боевиков продолжает скрываться по подвалам разрушенных зданий этого злосчастного поселка. Как таковой опасности прорыва они уже не представляют, но полностью зачистить от вражеского присутствия плацдарм на левом берегу Днепра себе дороже, пока противник имеет возможность наносить высокоточные удары в качестве огневой поддержки.
То, что Днепр можно пересечь с левого берега на правый и выполнить там успешно боевую задачу, на днях продемонстрировала группа российского спецназа, о чем рассказал губернатор Херсонщины Владимир Сальдо:
Целью этого «дерзкого рейда» стало уничтожение вражеских пункта управления БПЛА и станции РЭБ, других пунктов наблюдения и связи ВСУ. Также были ликвидированы три десятка украинских военнослужащих. Наши же смогли без потерь вернуться обратно на левый берег. Почему подобная операция стала возможной?
Судя по всему, это очередное наглядное подтверждение улучшения нашей системы воздушной разведки и координации действий средств огневого поражения, о чем с тревогой начал говорить в последние дни противник. Российская армия стала больше и дальше видеть, оперативнее реагировать, и это реально очень хорошая новость!
Зададимся вопросом, возможна ли широкомасштабная операция по форсированию Днепра с захватом плацдарма на его правом берегу? Скорее да, чем нет. Напомним, что на фронтах СВО в составе ВС РФ создано несколько группировок, действующих на стратегических направлениях, – «Юг», «Центр», «Запад» и «Восток», а также «Днепр».
В данном ключе нам наиболее интересна группировка с говорящим названием «Днепр», в зону ответственности которой входят самые горячие участки Херсонской и Запорожской областей. Ее командующий – генерал Михаил Теплинский, один из самых уважаемых и эффективных российских военачальников высшего уровня, одновременно являющийся командующим ВДВ. В его распоряжении находятся самые боеспособные и высокомобильные части и подразделения.
Так, на Запорожском направлении ему подчиняются 49-я общевойсковая армия ЮВО, 58-я общевойсковая армия ЮВО, 7-я десантно-штурмовая дивизия ВДВ ЮВО, 76-я десантно-штурмовая дивизия ВДВ ЗВО, 22-я бригада СпН, а также 177-й отдельный полк морской пехоты Каспийской флотилии. На Херсонском направлении генералу Теплинскому подчиняются 18-я Крымская общевойсковая армия ЮВО, 10-я бригада СпН, 104-я десантно-штурмовая дивизия ВДВ ЦВО, 80-я отдельная арктическая мотострелковая бригада, 61-я бригада морской пехоты Северного флота и 810-я бригада морской пехоты Черноморского флота. Все эти данные взяты из российских открытых источников информации.
В случае получения соответствующего приказа ВКС РФ могут превратить будущий плацдарм на правом берегу в подобие лунного ландшафта при помощи УПАБов, а также оказать огневую поддержку сухопутным войскам с целью изоляции ТВД. Для бойцов ССО и морской пехоты форсирование Днепра на малоразмерных скоростных лодках в ночное время для зачистки места последующей высадки основного десанта не представит каких-то проблем. ВДВ смогут переправиться на противоположный берег на вертолетах. После этого появится возможность навести понтонные переправы для переброски техники механизированных частей.
Очевидно, что противник будет пытаться всемерно этому противодействовать, потому необходимо обеспечить наши войска дальнобойной высокоточной артиллерией в достаточном количестве для эффективного подавления вражеских позиций и контрбатарейной борьбы, средствами ПВО от прилетов HIMARS и антидронной защиты. Однако это все технически решаемые проблемы, и операция по форсированию Днепра с захватом плацдарма на правом берегу не является чем-то немыслимым.
Главное – это иметь стратегический замысел того, куда российские войска пойдут дальше, какими силами, как они будут снабжаться и какую конкретно задачу должны будут решать.