Рубль в 2023 году стал основной валютой при расчетах за российский экспорт со странами Европы и Азии, а страны Америки в основном платили за поставки долларами и евро. В оплате импорта в Россию на первое место вышли дружественные валюты
В 2023 году доля рубля в расчетах за экспорт товаров и услуг со странами всех географических направлений оказалась на максимальном уровне за последние пять лет. А при расчетах за импорт со странами Азии в прошлом году рубль занял меньшую долю, чем это было в 2019 году, по этому направлению в лидерах дружественные валюты, в первую очередь юань, — в них оплачивается чуть больше половины поставляемых из Азии товаров и услуг. Это следуют из статистики Банка России о структуре валют в международных расчетах.
Регулятор впервые опубликовал годовую долю использования валют по географическим направлениям после возобновления публикации подобных данных летом 2023 года. До этого ЦБ размещал данные только за месяц. Статистика представлена с 2019 года и теперь разбита по географическим направлениям: Азия, Америка, Африка, Европа, Карибский бассейн и Океания. В ней показана доля рубля, валют недружественных стран (в первую очередь доллара и евро) и иных валют, к которым относятся и валюты дружественных стран — юани, рупии, дирхамы и т.п. До санкций 2022 года ЦБ публиковал данные в раскладке по основным странам, а не по географическим направлениям.
По данным ФТС, самым крупным направлением и для российского товарного экспорта, и для российского импорта в 2023 году была Азия. В экспорте из суммарных $425,1 млрд на долю Азии приходилось $306,6 млрд, а из поставленных по импорту товаров на $285,1 млрд — $187,5 млрд. На втором месте по-прежнему находится Европа, где, в частности, учитывается торговля не только со странами ЕС, но и, например, с Белоруссией. Экспортные операции России по этому направлению за 2023 год сжались втрое — с $265,6 млрд до $84,9 млрд, а импорт просел не так сильно — на 12,3%, до $78,5 млрд. На третьем месте с большим отставанием идут страны Американского континента — на них за прошлый год пришлось $12,2 млрд экспорта и $15 млрд импорта.
Анализируя данные ЦБ, необходимо иметь в виду, что ЦБ отражает статистику валютных расчетов, а валюта контракта может быть иной, говорил РБК научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара Дмитрий Кузнецов. «Например, российская фирма-импортер закупает товары в ЕС. Контракт номинирован в евро. Но если транзакция так устроена, что банк списывает сумму с ее рублевого счета, в статистике ЦБ транзакция будет отражаться как рублевая», — объясняет он. В Банке России еще до жестких санкций 2022 года поясняли, что значительная доля российских импортеров для обслуживания международных транзакций использует рублевые счета.
Почему меняется доля валют
Сокращение использования доллара и евро во внешней торговле происходит «на фоне беспрецедентных санкций со стороны США и ЕС», объяснял Банк России в конце 2022 года. Например, к росту расчетов в китайской валюте и рублях привели переориентация торговых потоков на азиатское направление и изменение валюты расчетов по существующим контрактам с компаниями из Китая и других стран. Платежи в долларах и евро существенно затруднены, так как под блокирующими санкциями находится значительная часть российских банков, еще ряд банков отключен от системы передачи финансовых сообщений SWIFT, также закрываются корреспондентские счета для банков, которые не находятся под санкциями, отмечал ЦБ.
Валютная структура экспорта претерпела значительные изменения за последние два года. Изменения обусловлены ростом торговли со странами Азии, Африки с использованием национальных валют и валют нейтральных стран, говорил РБК представитель Минэкономразвития. Кроме того, с апреля 2022 года расчеты за газ, поставляемый в ЕС, перешли в рубли. Минэкономразвития ожидает, что переход на расчеты в российских рублях и валютах нейтральных стран продолжится и будет характерен для основных торговых партнеров России. Как отмечали опрошенные РБК эксперты, на структуру валют также влияет и изменение структуры товаров, которые традиционно торгуются в тех или иных валютах, например, нефть, за которую рассчитываются в долларах. При этом эксперты ожидают замедления процесса по отказу от долларов и евро. Это связано с более низкой ликвидностью валют дружественных стран, чем у доллара и евро, а также с увеличившимися рисками вторичных санкций после подписания в конце 2023 года президентом США Джо Байденом указа о вторичных санкциях для банковских структур в третьих странах, из-за чего расчеты в рублях и «дружественных» валютах будут не особо спасать от санкционных рисков.