Старина ван Рийн и Эффект бабочки. Александр Роджерс

_________________




Есть у меня любимый писатель – Пол Андерсон. Тот самый, который «Крестоносцы Космоса» и «Операция Хаос». По полёту фантазии он уступает может только Роджеру Желязны (и то не сильно).
И есть у Пола Андерсона серии книг про мичмана (энсая) Флэндри и торговца Николаса ван Рийна. Во всех этих романах и повестях действия главных героев отличаются нестандартными решениями.

Например, в одном из романов ван Рийну нужно решить проблему с пиратами, которые захватывают торговые суда и уничтожают межпланетную торговлю. Ставить охрану на каждое судно слишком дорого, поэтому ван Рийн примерно прикидывает вероятности и ставит усиленную охрану на каждое десятое судно. В результате часть грузов теряется в результате абордажа, но пираты сталкиваются с угрозой того, что каждый их рейд может закончиться попаданием на вооружённый спецназ. Их деятельность становится гораздо более рискованной, а прибыльность падает, в результате постепенно пиратство сходит на нет.

В нашей реальности зачастую тоже не обязательно реализовывать мгновенное и «окончательное» решение той или иной проблемы. А можно создать условия, при которых противник сам не захочет дальше продолжать реализовывать свои прежние стратегии.
Например, население Британских (Оловянных) островов не смогло победить римлян в решительных сражениях, но настолько задолбало их набегами (в сочетании с внутренними разборками внутри Империи), что те сами ушли.

Зачастую достаточно ничтожного усилия, чтобы изменить всю картину мирового устройства.
Например, какие-то хуситы в Йемене случайно нашли у себя противокорабельные ракеты – и значительная часть мировой торговли, шедшая до этого через Суэцкий канал, стала идти вокруг Африки. А это дороже, дольше и опасней (ибо в районе мыса Доброй Надежды случаются нехилые шторма, которых не бывает в Красном море).
Себестоимость кучи товаров, рентабельность массы производств, возможность возить скоропортящиеся продукты, конкурентные условия для ряда стран – всё изменилось. В том числе выросла привлекательность Северного морского пути.

Или только вероятность того, что у случайных жителей планеты Земля могут появиться ракеты, которыми можно обстреливать американские базы – она сразу сильно меняет расклады.
В мире около 850 американских военных баз. Значительная часть из них находится в регионах, где обязательно найдутся желающие их обстрелять (у них попросту до сих пор было нечем). У многих из этих баз до сих пор вообще не было надлежащего ПВО (особенно способного перехватывать сверхзвуковые ракеты).
Это значит, нужны дополнительные расходы, дополнительные системы ПВО, дополнительный запас ракет к ним. Это значит, что снизится морально-волевой дух американских солдат на этих базах, если у них будет присутствовать мысль о том, что их в любой момент могут накрыть. Вырастет общий стресс, вырастет процент нервных срывов и самоубийств. Вырастут страховые выплаты.

На этом когда-то надорвалась Британская Империя. Слишком много колоний, слишком растянутые коммуникации, слишком медленное реагирование на возникающие в разных концах империи проблемы и конфликты. Пока заштопываешь дырки в одном месте – рвётся в другом. А потом начинает рваться сразу везде одновременно.

Причём в обратную сторону это не сработает. Ибо, в отличие от американцев, почти все наши войска находятся на своей территории и под зонтиком комплексной страновой системы ПВО. А те немногие базы, типа Хмеймима, которые находятся где-то вовне, находятся на дружественной территории и надёжно прикрыты с воздуха. Да и точек, откуда нас могут безнаказанно обстрелять, почти нет (даже афганские моджахеды теперь предпочитают с русскими не конфликтовать, а налаживать отношения).
Они растянуты, мы концентрированы.

P.S. И мы читали Пола Андерсона (а они, подозреваю, в большинстве нет).

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 30).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА