Фото: © РИА Новости/Кристина Кормилицына
Российской-северокорейский Договор о всеобъемлющем партнерстве позволяет предъявить Западу претензии о возврате золота бывшей Российской империи.
Центральное телеграфное агентство КНДР опубликовало Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, подписанный Владимиром Путиным и Ким Чен Ыном 19 июня 2024 года. Текст во многом повторяет советско-северокорейское соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи, заключенное в 1961 году и прекратившее действие в 2000-м. В частности, едва ли не дословно повторяется пункт об оказании взаимной помощи в случае агрессии против одного из участников договора.
В то же время есть и абсолютно новые положения. Так, стороны обязались противостоять информационным манипуляциям, оказывать юридическую помощь друг другу на международной арене, сотрудничать в вопросах "возврата активов". В последнем случае речь может идти о возврате так называемого золота атамана Семенова. О чем именно идет речь?
Северная Корея, как и Россия, законодательно закрепила преемственность тысячелетней истории своей государственности. Истоки этой государственности в КНДР видят в государстве Корё. Его название произошло от наименования правившей северокорейской династии Когурё. От нее же произошло и слово Корея. Появление Корё корейцы относят к 935 году, и для них это аналог того, чем для русских являлась Древняя Русь. В 1392 году власть над Корейским полуостровом перешла к другой северокорейской династии – Чосон. Формально она правила до 1910 года. Это государство официально именовалось Государство Великий Чосон, а с 1897 года – Империя Корея. Для корейцев это аналог того, чем для русских являлось Русское царство и Российская империя.
С древних времен Корейский полуостров являлся объектом притязаний со стороны Японии, которая в 1592 году попыталась его полностью завоевать. Эта агрессия вылилась в семилетнюю войну, вошедшую в историю под названием Имдинская. В ходе военных действий японцам активно помогали европейцы – португальцы. И хотя корейцы смогли отстоять суверенитет, война нанесла им невосполнимый ущерб. Население Корейского полуострова сократилось наполовину, а экономика оказалась полностью разрушена. Как следствие, ослабленный Чосон стал легкой добычей другого захватчика. В начале XVII века династия стала данником маньчжуров, вскоре подчинивших и Китай. В 1910 году бывший вассал маньчжурской империи Цин был насильно аннексирован Японией – с одобрения западных стран.
До 1945 года Корея фактически являлась колонией. В то же время формально Корейская империя не ликвидировалась. Японцы провозгласили над ней свой протекторат, назначив для ее управления губернатора. Этому губернатору был переподчинен местный центробанк (Тёсэн-банк или Банк Кореи), выпускавший местную "валюту" – корейскую иену. Тёсэн-банк выступал не только инструментом вымывания средств у местного населения, но и учреждением для финансирования завоевательных войн. Через него финансировалась японская интервенция в Советскую Россию в период Гражданской войны 1918–1922 годов. В свою очередь, в корейский банк поступила значительная часть ценностей, награбленных оккупантами на советской территории.
В марте 1920 года в Тёсэн-банк поступили 33 ящика с 1,5 тонны российского золота. Эти слитки относились к золотому запасу Советской России, захваченному белогвардейцами в 1918 году. Их передал бывший соратник белого адмирала Колчака генерал Григорий Семенов. Он внес золото на депозит в качестве официального вклада российского государства – Российской Восточной окраины. Данный факт задокументирован и далеко не единственный.
Эти российские слитки пошли на пополнение золотого запаса корейского "центробанка". Ведь тот должен был обеспечивать не менее 1/6 объема своей эмиссии резервами из золота и серебра. Эти запасы и формировались за счет грабежа – как самих корейцев, так Советской России, Китая.
После поражения Японии награбленное в РСФСР полагалось вернуть. В этот период северная часть Корейского полуострова оказалась под контролем Красной Армии, а южная – под оккупацией США. В распоряжении последних оказались и активы Тёсэн-банка, дислоцировавшегося в Сеуле. Американцы отказались возвращать слитки, заявив о том, что данный вопрос будет урегулирован после выборов правительства независимого корейского государства. Однако в 1948 году американцы сорвали формирование такого кабинета. Они инициировали создание в подконтрольной им зоне марионеточной Республики Корея, также известной как Южная Корея. В ответ на севере была создана Корейская Народно-Демократическая Республика, которую США отказались признавать, а вскоре развязали против нее войну – Корейскую 1950–1953 годов.
В июне 1950 года 89 ящиков с серебряными и золотыми слитками Тёсэн-банка были перевезены американскими военными на военно-морскую базу Чинхэ, а затем переданы Федеральному резервному банку Нью-Йорка. Тогда же было объявлено о ликвидации самого Тёсэн-банка. В ответ на претензии о возврате ценностей, вывезенных из Советской России в годы Гражданской войны, было заявлено, что этот вопрос будет решаться после подписания мирного договора с Японией.
В 1951 году страны – победители во Второй мировой войне подписали мирный договор с Японией. Это соглашение, известное под названием сан-францисское, содержало статью, обязавшую Токио выплатить репарации. Однако вопреки этому положению, США объявили ценности Тёсэн-банка, в том числе некогда вывезенные из РСФСР, "собственностью Южной Кореи". В 1955 году Вашингтон и Сеул официально объявили о передаче указанных активов в качестве южнокорейского взноса в МВФ и Международный банк реконструкции и развития. Что же касается статьи сан-францисского договора о репарациях, то США заявили, что все вопросы по ней... урегулированы совместной декларацией СССР и Японии. В 1956 году Москва и Токио действительно подписали документ, по которому СССР отказался (дословно) "от всех претензий, возникших в результате войны с 9 августа 1945 года". Однако данное положение не распространялось на ценности, вывезенные с территории Советской России во время Гражданской войны. Кроме того, условием соблюдения декларации являлся нейтральный статус Японии. Токио нарушил этот пункт, заключив союзное соглашение с Вашингтоном. Поэтому в 1960 году Советский Союз заявил и о своем отказе от соблюдения совместной декларации. Юридически она стала считаться не вступившей в силу.
В этой связи российско-северокорейский Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве позволяет вернуться к вопросу о возврате золота Советской России. У Москвы и Пхеньяна есть возможность совместно потребовать возврата активов Тёсэн-банка. Ведь формально это был корейский центробанк, а его ценности некогда были украдены как у корейского, так и у советского, а отчасти и китайского народов.
Юрий Городненко