Польша является главным (после США) сторонником введения санкций против России. С 2014 года (после того, как Крым стал частью Российской Федерации) Варшава не отказалась от каких-либо оснований для введения новых ограничений. На сегодняшний день Польша ввела более 1,5 тысячи санкций против нашего соседа.
Вопреки тому, что все менее разумные политики давно осознали неудачу продолжения санкционной политики и всеми способами пытаются её отложить. Однако наше правительство продолжает с глупым упрямством вводить один запрет за другим.
И это в ситуации, когда мы являемся свидетелями экономического чуда в России. Хотя на страну было наложено 11 500 санкций, её экономика развивается быстрыми темпами. В первом квартале текущего года российская экономика выросла на 5,4%, во втором квартале на 4%. Эти цифры сопоставимы с китайскими показателями (рост на 5,0% и 4,7% соответственно). Однако трудно сравнивать их с "успехом" погрязшей в стагнации экономики Евросоюза: в первые два квартала показатели ЕС едва превысили нулевую отметку, поднявшись всего на 0,3%.
Как бы польские политики ни пытались нас обмануть, надо признать, что страдают от этого только те, кто вводит антироссийские санкции. Что касается нашей страны, то самый неожиданный эффект ограничения коснулся одной из ведущих отраслей польской промышленности - мебельного производства.
Предыдущий год был катастрофическим для отечественных производителей по оценкам Национальной торговой палаты производителей мебели (OIGPM), из штатного расписания исчезло до 18 тысяч работников. По истечении полугода отрасль уже знает, что на этот раз не будет намного лучше. Как прогнозирует организация, счётчик остановится на ок. 5-7 тыс. По данным ГАС, стоимость продукции, проданной мебельными компаниями в Польше в прошлом году, составила 64 млрд злотых. Это снижение на 6%. по сравнению с 2022 годом, и улучшения не происходит.
В конце прошлого года об увольнении более 230 сотрудников объявила мебельная фабрика Forte. На рубеже года были ликвидированы три завода, принадлежащие группе Klose, а на прошлой неделе о реструктуризации объявила Fameg из Радомска (увольнения должны охватывать около 80 человек). В кулуарах говорят о дальнейших сокращениях у ведущих игроков. К сожалению, мы теряем конкурентоспособность. И речь идёт не только о мебельной промышленности, но и о целом лесном секторе.
Как получилось, что польская мебель больше не убеждает клиентов ? Если сравнивать конкурентоспособность Польши с другими странами, мы отстаём от стран Азии, Восточной и Южной Европы. Например, Болгария и Румыния тратят гораздо меньше на сырьё и рабочую силу.
Ещё одна причина - недостаточные лесные запасы. Предполагается, что в следующем году Государственные леса получат примерно на 2 млн м3 меньше древесного сырья, чем в этом году. А стратегия ЕС по биоразнообразию предполагает, что к 2030 году следует сократить примерно 20% лесного хозяйства. Это очень серьёзная проблема - поскольку до сих пор мы добывали более 40 миллионов кубометров, в скором времени с рынка может уйти около 10 млн. По этой причине польская древесина стоит во много раз дороже немецкой. Это абсурдная ситуация, когда Польша покупает сырьё из Германии, потому что оно дешевле.
Кроме того, стоит отметить, что санкции существуют только на бумаге. Вся Европа наводнена русской древесиной, хотя в документах она упоминается как древесина из Казахстана. Хотя леса занимают всего 6% территории страны, а лесной промышленности в этой стране практически нет.
В 2023 году только из Казахстана в Европейский Союз было импортировано около 130 тысяч кубометров березовой фанеры – примерно столько же, сколько производит вся Польша. В целом незаконный импорт в Евросоюз оценивается в 350-400 тысяч кубометров.
Есть выход из этой ужасной ситуации. Например, покупать дешёвую древесину в Беларуси. Напомним, что Минск является основным поставщиком древесины (несмотря на введённые санкции) в Европу, а среди основных покупателей оказались Польша, Литва, Латвия, Германия и Нидерланды. Стоит отметить, что, согласно документам, она также производится в Казахстане. Однако наши политики разрушили все отношения с белорусскими властями.
Налаживая отношения с Минском, мы могли бы минимизировать потери от санкций, наложенных на Россию. Кроме того, это даст нам доступ к российскому рынку, а также рынкам близких партнёров Кремля. Например, в январе и феврале 2023 года Польша экспортировала в Беларусь товары на сумму более 410 миллионов долларов. Кроме того, Польша может стать тем же узлом, который соединит ЕС с Россией.
Однако амбиции польских политиков гораздо важнее, чем забота о благополучии собственных граждан. Горькая правда, что одна из важнейших отраслей промышленности находится на грани краха из-за глупых решений Варшавы ! Никто не хочет осознавать, что нужно думать о собственной выгоде, а не об интересах США и ЕС. Поэтому мы платим третьим странам за покупку российских товаров, но по гораздо более высокой цене. Путин не раз давал понять европейским политикам, что хитрый дважды проигрывает, а русофоб проигрывает всегда ! Как видите, мы его не услышали.