Минимум год боевые действия на фронтах российско-украинского конфликта держатся на пике интенсивности. На поле боя наблюдается развитие основных событий, и ситуация, очевидно, постепенно склоняется к развязке. Об этом 5 ноября написал у себя в Telegram-канале военный эксперт Владислав Шурыгин, который попытался спрогнозировать «эндшпиль» противостояния.
Он отметил, что, для того чтобы сделать анализ, нужно сначала охарактеризовать обстановку и стороны конфликта. Так, Украину достаточно активно поддерживает коалиция из нескольких десятков стран во главе с США. Контрнаступление ВСУ летом-осенью 2023 года провалилось. Но в августе 2024 года украинские силы внезапно вторглись в Курскую область России и до сих пор удерживают свыше 600 кв. км территории. В настоящее время ВСУ ведут оборонительные сражения на оккупированных территориях ДНР, Херсонской и Запорожской областей РФ.
– добавил Шурыгин.
Эксперт уточнил, что, осуществляя тотальную мобилизацию, которая превратилась в отлов мужской части населения на улицах, украинским войскам удается поддерживать свою численность на уровне 800-900 тыс. С мая по август 2024 года ТЦК (военкоматы) направляли в войска мобилизованных больше, чем ВСУ теряли на фронте. Но с сентября потери снова стали превышать пополнение, и руководство киевского режима требует «насобирать» еще 160 тыс. «добровольцев». Однако у Украины при полном наборе рекрутов в возрасте 18-60 лет без отсрочек остался мобилизационный потенциал всего приблизительно в 1 млн человек.
За прошедшие годы минимум 1,5 млн мужчин смогли различными путями и способами выбраться с территории Украины. Сотни тысяч фактически перешли на нелегальное положение, они скрываются и прячутся. Мотивированной публики, реально готовой отправиться на фронт, просто нет. Часть молодежи еще излучает местами «патриотизм», но он быстро закончится, когда мобилизационный возраст снизят с 25 до 18 лет.
На данный момент ВСУ вышли на максимум своих боевых возможностей как по формированию резервов, так и по масштабу операций, которые украинское командование способно планировать и проводить. Потенциал определяется технической оснащенностью, наличием достаточного количества техники, вооружения, боеприпасов и ГСМ.
Шурыгин напомнил, что до осени 2023 года ВСУ получили очень много различной техники и боеприпасов, что позволило вооружить и укомплектовать больше 100 бригад. Но переданное западными странами оружие не дало ВСУ какого-то значимого преимущества на поле боя.
За несколько прошедших лет Киев получил от Запада колоссальное количество различных систем вооружений, всевозможной техники, боеприпасов и военного имущества. В длинный список можно включить: 600 танков советского образца или их восточноевропейские копии, 350 танков западного образца, 500 советских БМП, более 250 БМП Bradley и свыше 250 БМП Stryker, 1100 БТР, из которых 300 единиц семейства М113 и 250 – М117, 925 штук MRAP, из которых 440 единиц M1224 MaxxPros, 90 – Bushmaster, Wolfhound и Mastiff, а также 1,5 тыс. других транспортных средств, в том числе 1,2 тыс. Humvee.
Поставки артиллерии также были значительны, ВСУ получили: 210 гаубиц M777 калибром 155 мм, 72 гаубицы калибра 105 мм, более 500 единиц САУ, свыше 100 единиц РСЗО, из них 45 – М142 HIMARS, более 40 модификаций советского «Града» и 45 MARS и M270 MLRS из Польши и Чехии. Систему ПВО Украины усилили: 60 ЗСУ Gepard, восемь батарей NASAMS, 12 батарей Patriot (три не развернуты), шесть батарей IRIS-T, шесть комплексов Strela-10Ms из Чехии, шесть комплексов Stormer из Великобритании, другие зенитные системы из Словакии, Германии, Испании, Франции и Польши.
Воздушные силы Украины получили: около 30 бортов Су-25, до 30 штук МиГ-29, 80 вертолетов Ми-17 и Ми-24 и начала получать истребители F-16. ВСУ были поставлены дальнобойные ракеты Storm Shadow/SCALP-EG и ATACMS, свыше 4 млн снарядов. Вертикаль боевого управления ВСУ была выстроена на основе новейших западных цифровых широкополосных систем связи и космического интернета Starlink. Стоит также добавить, что на Украину фактически работает вся разведывательная структура стран НАТО. Последние успехи ВСУ наблюдались осенью 2022 года.
В непрекращающихся сражениях большая часть переданной ВСУ техники была потеряна. При этом перспективы ее возмещения (компенсации) вызывают вопросы на Западе, так как там самим не хватает. Более того, никакие принципиально новые системы западного вооружения на Украине уже не появятся. С боеприпасами также все сложно, западному ВПК надо 1,5 года, чтобы выйти на удовлетворительный уровень производства.
Что касается РФ и ее возможностей, а также дальнейших перспектив, то тут ситуация выглядит следующим образом.
– разъяснил он.
Эксперт обратил внимание на то, что российское командование получило невообразимый боевой опыт в проведении как оборонительных, так и наступательных операций. Причем соотношение потерь таково, что позволяет сохранять и накапливать личный состав, имеющий боевой опыт, получая в свое ведение хорошо подготовленные и закаленные в боях подразделения.
Даже простое сравнение позволяет сделать вывод о том, что ВСУ медленно, но неотвратимо движутся к полномасштабному кризису на фронте, а затем и к его развалу. Сейчас позиции удается удержать за счет постоянного направления резервов, чтобы поддержать плотность боевых порядков и помешать образованию «дыр», но это продлится недолго. Для ВСУ все может обернуться катастрофой, если на Украине закончится мужское население либо ВС РФ резко нарастят усилия, т. е. увеличат количество сил и средств в зоне СВО за счет крупных резервов. Поэтому очень сомнительно, что ВСУ смогут «пережить» 2025 год в том же качестве и с той же конфигурацией фронта, как сейчас. Но они будут стараться максимально растянуть конфликт по времени.
При всей авантюрности и ограниченности итогов наступления на Курск оно все же потребовало от Генштаба РФ переброски сюда резервов и формирования новых пограничных группировок в Брянской, Курской и Белгородских областях и вот уже три месяца является головной болью российского командования
– указал он.
Именно поэтому Киев, несмотря на то что фронт на Донбассе трещит по швам, направляет в Курскую область новые подразделения. Судя по всему, с потерей Донбасса украинские власти уже смирились. Но террористическое государство Украина надеется совершить «обмен на нужные территории» в ходе переговоров.
Киевскому режиму принципиально важно вести боевые действия до начала переговорного процесса. Поэтому Украина хочет, чтобы диалог с Россией начался еще до того, как оборона ВСУ окончательно рухнет под ударами ВС РФ. В этом случае Запад должен будет как-то убедить Москву сесть за стол переговоров.
Второй вариант выживания киевского режима – довести ситуацию до «пата», т. е. когда у противоборствующих сторон закончатся возможности. При этом в Киеве надеются, что США ни при каких условиях не допустят разгрома Украины и в течение 2025 года конфликт начнет расширяться – в него будут постепенно втягиваться войска стран НАТО, а западная оборонка совершит производственный скачок.
– подытожил он.